Биология. 8 класс. Соболь В.И.

Биология. 8 класс. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Тема 1. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. § 5. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека — основное свойство живого. § 6. Питание человека и обмен веществ. Еда человека § 7. Значение компонентов продуктов питания…

Биология. 8 класс. Соболь В.И.

Описание учебника

«Мы живём в мире, в котором люди знают гораздо больше о внутреннем устройства автомобиля или о работе ноутбука, сенсорного телефона, чем о собственном организме. Но для каждого из нас жизненно важно понимание того, что такое наше тело, как оно упорядочено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Такие «пробелы в образовании» дорого стоят человеку и создают проблемы с самим собой, в общении с людьми и природой». Каковы особенности организации тела человека?
Почему организм человека является биологической системе?
Современное научное понимание организации всего живого основывается на структурно-функциональном подходе, согласно которому объекты живой природы являются биологическими системами. Строение и функции — это два взаимосвязанных проявления существования биологической системы.
Организм человека является одной из самых сложных биосистем, имеющих следующие уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный. На каждом из этих уровней происходят согласованные процессы, определяющие целостное существование организма.
Организм человека — это открытая система, которая находится в состоянии постоянного взаимодействия (обмен веществ, энергии и информации) с внешней средой. В этом взаимодействии чрезвычайно важны для организма три фундаментальных свойства: саморегуляция для сохранения внутренней устойчивости, самообновление, то есть образование новых молекул и структур, и самовоспроизведение для обеспечения преемственности между родителями и потомками.
Итак, ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА — это целостная открытая биологическая система, которой присущи определённые уровни организации, саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение.
Какие уровни организации свойственные организму человека?
Упорядоченность как общее свойство живого имеет особенности, присущие каждому из уровней организации организма человека.
Молекулярный уровень организации. Составляющими этого уровня являются химические элементы и вещества, участвующие в биофизических процессах и биохимических реакциях. Из более чем 100 известных химических элементов около 90 содержится в организме человека. Их разделяют на группы: органогены (кислород, водород, углерод, азот), макроэлементы (например, кальций, калий, натрий, железо, фосфор, хлор) и микроэлементы (например, кобальт, медь, цинк, иод, фтор и др.). Наибольшее содержание среди неорганических соединений приходится на воду (около 60%) и минеральные соли. Из органических веществ в организме содержатся углеводы, липиды, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и др.
Клеточный уровень организации. Основными частями клеток человека, как и растений, животных и грибов, являются поверхностный аппарат, цитоплазма и ядро. Именно на этом уровне впервые проявляются все свойства жизни, поэтому клетка является основной структурной и функциональной единицей организма.
Тканевый уровень организации формируют клетки, которые объединяются в группы для выполнения определённых жизненных функций. Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, подобных по происхождению, особенностям строения и функциям. В организме человека, как и животных, различают 4 типа тканей -эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные.
Итак, ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА — упорядоченная уровневая биосистема, в которой выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации.
Как достигается целостность организма человека?
Процессы, происходящие на всех уровнях организации человека, всегда согласованы между собой. Такая согласованность и координация происходят за счёт процессов регуляции функций организма человека.
Регуляция функций человека — совокупность процессов, обеспечивающих согласованный и скоординированный ответ организма на изменения условий среды. Возникают эти процессы на уровне клеток, порождающих сигналы. Так нейроны формируют электрические сигналы, клетки желёз производят вещества, являющиеся химическими сигналами. Передаются эти сигналы по всему организму нервными путями или жидкостями внутренней среды (кровью, тканевой жидкостью и лимфой). В организме человека функционируют механизмы нервной, гуморальной и иммунной регуляции.
Нервная регуляция — это регуляция функций организма нервными импульсами, которые передаются по нервным путям и оказывают направленное кратковременное влияние.
Гуморальная регуляция — это регуляция с помощью химических соединений, которые переносятся в организме жидкостями внутренней среды для обеспечения длительного и общего воздействия на клетки, ткани и органы.
Иммунная регуляция — это регуляция с помощью химических соединений и клеток, которые переносятся в организме жидкостями внутренней среды для обеспечения защитного воздействия на клетки, ткани и органы.
Эти механизмы регуляции функций между собой тесно взаимосвязаны. Например, на деятельность нервной системы влияют такие гуморальные факторы, как гормоны (например, адреналин), а защиту клеток нервной системы обеспечивают вещества и клетки иммунной системы.
Регуляция функций организма человека имеет особенности, связанные с более сложным, чем у животных, общественным поведением, развитой членораздельной речью, высшими эмоциями, развитой умственной деятельностью и т. п.

Предложения интернет-магазинов