Биология. 9 класс. Мащенко М.В., Борисов О.Л.

Биология. 9 класс. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Глава 3. Нервная система. § 7. Строение нервной системы § 8. Строение и виды нейронов. Рефлекс, рефлекторная дуга. § 9. Строение и функции спинного мозга. § 10. Строение и функции головного мозга. § 11. Строение и значение больших полушарий головного мозга. § 12. Общий план строения автономной нервной системы…

Биология. 9 класс. Мащенко М.В., Борисов О.Л.

Описание учебника

§ 63. Факторы риска развития заболеваний. Вредные привычки
Моральная деградация, многочисленные болезни (многие из которых смертельны) — вот далеко не полный перечень страшных последствий употребления алкоголя.
Каждый из нас знает, каким эффективным средством восстановления здоровья являются фармакологические препараты. В настоящее время медицина располагает огромным арсеналом самых разнообразных лекарств. В умелых руках они избавляют человека от страданий, а в неопытных — могут стать причиной трагедии. Не занимайтесь самолечением. Лекарства следует принимать только по указанию врача.
Здоровье несовместимо с привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них — обязательное условие здорового образа жизни.
Задача здравомыслящего человека состоит в том, чтобы использовать все имеющиеся возможности, в том числе свои знания, чувства, эмоции и мысли на благо здоровья. Здоровое тело может быть продуктом только здорового рассудка. Никогда не забывайте о своем здоровье.
Вредные привычки: наркотики, табакокурение, алкоголь • Фармакологические препараты
? 1. Какие факторы риска развития заболеваний наиболее опасны? 2. Как вы думаете, отразится ли употребление алкоголя и наркотиков на потомстве человека? 3. Способствует ли сохранению здоровья умение общаться с людьми? 4. В чем польза и вред лекарств? 5. На какой физиологической базе возникли пословицы: «Не учи рыбу плавать», «У кого что болит, тот о том и говорит» или «Больному и мед горький»?
Состояние здоровья определяется наследственными факторами, средой обитания и поведением самого человека. Как правило, именно неразумное поведение приводит к ухудшению здоровья, заболеваниям, а в некоторых случаях и к смерти. Табакокурение, употребление наркогенных веществ оказывают самое негативное воздействие практически на все органы тела. Сохранить и укрепить здоровье способны только те, кто заботится о своем питании, физической активности и психическом комфорте. Помните, ваше здоровье — в ваших руках.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа 1. Микроскопическое строение крови
человека и лягушки
Цель: изучить препараты крови человека и лягушки.
Оборудование: препараты крови, микроскоп.
Ход работы
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки. При окрашивании использованы две краски. О^а из них выявляет ядра, другая — цитоплазму. Поэтому на фоне розовой цитоплазмы в клетке хорошо различимы синие ядра, если они имеются.
2. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты человек^ и лягушки.
Обоснуйте:
1) чем эритроциты человека отличаются >т эритроцитов лягушки;
2) чем отличаются лейкоциты от эритроцитов и как эти отличия связаны с их функцией;
3) эритроциты лягушки или человека могут связать и перенести больше газов;
Лабораторная работа 2. Подсчет пульса в покое и после физической нагрузки
Цель: научиться находить пульс и подсчитывать количество пульсовых колебаний.
Оборудование: секундомер.
Ход работы
1. Дотроньтесь подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев до внутренней стороны запястья с боку от большого пальца. Нащупайте лучевую артерию, проходящую непосредственно под кожей. Ее определяют по биению, которое чувствуется под пальцами, — по пульсу.
2. Подсчитайте у своего товарища число сердечных сокращений в покое после 20 приседаний.
Обоснуйте:
1) почему при физических нагрузках возрастает частота пульса и как это связано с работой сердца;
2) почему у детей число ударов пульса больше, чем у взрослых здоровых людей?
Лабораторные и практические работы
Практическая работа 1. Строение тканей человеческого организма
Цель: ознакомиться со структурной организацией тканей, их внешним видом при микроскопическом исследовании. Установить связь строения тканей с их функцией.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты.
Ход работы
1. Рассмотрите препараты вначале под малым, а затем под большим увеличением микроскопа.
2. Рассмотрите основные структурные элементы тканей. Обратите внимание на упорядоченность расположения клеток, волокон. Если позволяет время, сделайте зарисовки.
В ходе практической работы вы должны изучить следующее.
Микропрепарат «Жировая ткань». Жировая ткань представлена группами жировых клеток, которые разделяются прослойками рыхлой соединительной ткани, образуя дольки. Обратите внимание на: 1) жировые дольки; 2) прослойки рыхлой соединительной ткани; 3) форму жировых клеток; 4) наличие и количество ядер.
Обратите внимание на: 1) надкостницу; 2) системы концентрических пластинок; 3) клетки костной ткани и их отростки.

Предложения интернет-магазинов