Биология. 9 класс. Основы цитологии и генетики. Зикиряев А., Тухтаев А. и др.

Биология. 9 класс. Основы цитологии и генетики. Настоящий учебник создан на основе действующих Государственных стандартов образования и Программы обучения. В учебнике, где учебный материал излагается в современной и интересной форме, большое место отводится крупным открытиям ученых нашей Родины, научному значению их исследований. Тексты тем и иллюстрации, вопросы, задания, а также лабораторные работы заново переработаны и дополнены. Это послужит прочному усвоению пройденного материала.

Биология. 9 класс. Основы цитологии и генетики. Зикиряев А., Тухтаев А. и др.

Описание учебника

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ
РАЗДЕЛ VI
В последнее время значение медицинской генетики возрастает в связи с резким ухудшением экологической среды и отрицательным влиянием на все организмы, в том числе на организм человека, физико-химических мутагенных факторов, обусловливающих увеличение наследственных заболеваний.
Наследственные заболевания условно подразделяются на две группы: генные и хромосомные.
генные болезни проявляются в доминантном и рецессивном состояниях. Доминантные генные болезни четко проявляются в фенотипе. Наследственные болезни, возникающие у человека в результате мутационных изменений отдельных нормальных генов, хорошо изучены. К числу генных болезней, вызванных мутациями генов, расположенных в аутосомах (не в половых хромосомах) человека и передающихся из поколения в поколение в доминантном состоянии, можно отнести синдактилию — срастание пальцев, полидактилию — образование дополнительных пальцев, микроцефалию — неестественно большое лицо и очень маленькая голова. Перечисленные генные болезни наследуются в доминантном состоянии и выявляются относительно легко. Это дает возможность своевременного проведения лечебных мероприятий. Рецессивные генные болезни не проявляются в фенотипе в гетерозиготном состоянии. Ген, обусловливающий болезнь, остается в скрытом бездеятельном состоянии, и болезнь не развивается. Но когда рецессивный ген скрыто сохраняется в генотипе человека в гетерозиготном состоянии и у его потомков переходит в гомозиготное состояние, он становится причиной появления генной болезни. В качестве примера генных болезней можно привести фенилкетонурию, альбинизм, гемофилию, дальтонизм. Фенилкетонурия встречается у одного из 10 000 новорожденных. В случаях, когда отсутствует своевременная и точная диагностика заболевания и из питания новорожденного не исключен фенилаланин, нарушается формирование мозга и развивается микроцефалия, появляются признаки слабоумия. Заболевание альбинизм возникает в результате перехода рецессивных генов в гомозиготное состояние. Эта болезнь встречается у одного из 10 000 или у одного из 200 000 человек. Болезнь характеризуется отсутствием пигмента в коже, белым цветом волос, пониженной зрительной способностью, повышенной восприимчивостью к солнечным лучам. Гемофилия и дальтонизм передаются по наследству в сцепленном с половой Х-хромосомой состоянии.

§ 64. Центры многообразия и происхождения культурных растений
Генофонд существующих пород животных или сортов культурных растений, естественно, менее разнообразен по сравнению с генофондом исходных диких видов. Поэтому успех селекционной работы зависит главным образом от генетического разнообразия исходных групп растений или животных. При выведении новых сортов растений и пород животных очень важны поиски и выявление полезных признаков у диких форм. Для изучения многообразия и географического распространения культурных растений великий российский ученый-генетик и селекционер Н.И.Вавилов организовал в 1920-1940 гг. ряд экспедиций на территории России и многих зарубежных стран. В результате этих экспедиций были изучены мировые растительные ресурсы и собрана значительная коллекция для семеноводства, которая впоследствии была использована для селекционной работы. Основываясь на результатах экспедиций, Н.И.Вавилов сделал исключительно важные для теории селекции обобщения. Он выделил семь центров происхождения культурных растений, распространенных по всему миру.
1. Южноазиатский тропический центр. К нему относятся тропики Индии, Индо-Китай, Южный Китай, Юго-Восточная Азия (родина 50 % культурных растений, в том числе риса, сахарного тростника и овощных культур).
2. Восточноазиатский центр. Он включает Центральный и Восточный Китай, Японию, остров Тайвань, Корею (родина более 20 % культурных растений, в частности, сои, проса).
3. Юго-Западноазиатский центр включает Малую Азию, Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию (родина 14 % культурных растений, в частности, пшеницы, овса, бобовых культур, льна, моркови и др.).
4. Средиземноморский центр, куда входят все средиземноморские страны (родина 11 % культурных растений, капусты, сахарной свеклы, клевера и др.).
5. Абиссинский (Эфиопия) центр, являющийся древнейшим очагом культуры земледелия (родина сорго, ячменя, бананов, дикого нута, кофейного дерева).
6. Центральноамериканский центр. К нему относится Южная Мексика (родина тыквы, фасоли, кукурузы, перца, хлопчатника, дерева какао).
7. Южноамериканский (Анды) центр, включающий часть районов Андского горного хребта на западном побережье Южной Америки (родина картофеля, ананасов, табака).
В настоящее время насчитывается 12 центров происхождения культурных растений.
Значительная часть коллекции, относящаяся к субтропическим растениям, до сегодняшнего дня хранится в Институте растениеводства Узбекистана и используется для создания новых сортов растений.

Предложения интернет-магазинов