Биология. 9 класс. Соболь В.И.

Биология. 9 класс. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Тема 2. СТРУКТУРА КЛЕТКИ. § 11. Клетка и её исследование. § 12. Клетка и её структура. § 13. Клеточная мембрана. § 14.Цитоплазма и основные клеточные органеллы. § 15. Ядро: структурная организация и функции. § 16. Разнообразие клеток…

Биология. 9 класс. Соболь В.И.

Описание учебника

Задания для самоконтроля
1 -б 1. Что такое клеточная инженерия? 2. Назовите методы клеточной инженерии. 3. Приведите примеры цитотехнологии. 4. Кто такие химерные организмы? 5. Что такое клонирование? б. Приведите примеры клонированных организмов.
7-9 7. Чем занимается клеточная инженерия? 8. Каковы достижения клеточной инженерии? 9. Почему клонирование организмов является методом клеточной инженерии?
10-12 10. Каковы перспективы развития клеточной инженерии?
Самоконтроль знаний
Тест-оценивание 9. БИОЛОГИЯ КАК ОСНОВА БИОТЕХНОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ
I. Выберите один правильный вариант ответа (7 балл за правильный ответ).
1. Кто из учёных является автором выражения «Селекция — это эволюция, которая направляется волей человека»?
А Ч.Дарвин Б Н.Вавилов В Г. Карпеченко Г И.Мичурин
2. Что происходит с плодовитостью отдалённых гибридов? А увеличивается Б не изменяется
В уменьшается Г они, как правило, бесплодны
3. Почему биологическим следствием родственного скрещивания является ослабление или даже вырождение потомства?
А у гомозиготных организмов возрастает вероятность проявления
доминантных аллелей Б у гомозиготных организмов увеличивается вероятность проявления
летальных аллелей В уменьшение резерва наследственной изменчивости Г усиление генетического потока генов
4. Какой термин предложил в 1917 г. венгерский инженер К. Эрек, когда описывал процесс производства свинины?
А генотерапия Б биотехнология
В генная инженерия Г химерный организм
5. Назовите ферменты для соединения нуклеотидных последовательностей.
А лигазы Б лиазы В ревертазы Г рестриктазы
6. Технология искусственного оплодотворения для преодоления бесплодия относится к
А цитотехнологии Б гистотехнологии
В эмбриотехнологии Г технологии клонирования
7. Чем отличаются трансгенные организмы от химерных? А содержат генетически разнородные клетки
Б содержат чужеродные для этого вида гены В содержат генетически однородные клетки Г содержат модифицированные клетки организма
8. Чем отличается клеточная инженерия от генной?
А предполагает вмешательство в генетический аппарат и создаёт реДНК Б не предполагает вмешательство в генетический аппарат и создаёт
рекомбинантные клетки В не предполагает вмешательство в генетический аппарат и создаёт реДНК Г предполагает вмешательство в генетический аппарат и создаёт рекомбинантные клетки II. Установите соответствие (2 балла):
9. Центр происхождения растений
1 Средиземноморский
2 Переднеазийской
3 Среднеазиатский
4 Китайский
10. Название межвидового гибрида
1 бистер
2 лигр
3 мул
4 ишак
Виды растений А Вишня, яблоня, соя Б Груша, абрикос, горох В Дыня, виноград, инжир Г Маслины, свёкла, лук
Виды, которые его образовали А гибрид между львом-самцом и тигрицей-самкой Б гибрид между самкой осла и самцом лошади В гибрид белуги и стерляди Г гибрид между самкой лошади и ослом-самцом
ОБОБЩЕНИЕ КУРСА
Аксиомы — это концентрированный опыт человечества.
Б. М. Медников
Аксиома (от греч. аксиома — общепринятое) — основные исходные положения теории, принимаются без доказательств и из которых логическими средствами получают всё остальное её содержание. В переносном смысле то, что не требует никаких доказательств. Биология также имеет свои аксиомы, которые определяют общие свойства биологических систем
1. Все живые организмы представляют собой единство фенотипа и программы для его построения (генотипа), которая передаётся по наследству из поколения в поколение (аксиома А. Вейсмана).
2. Генетическая программа создаётся матричным путем. Матрицей, на
которой выстраивается ген будущего поколения, служит ген предыдущего поколения (аксиома Н. Кольцова).
4. Случайные изменения генетических программ в процессе становления фенотипа многократно усиливаются (аксиома Н. В. Тимофеева-Ресовского).
5. Многократно усиленные изменения генетических программ подвергаются отбору, осуществляемому условиями внешней среды (2-я аксиома Ч. Дарвина).
Живые организмы имеют признаки и свойства, которых нет в большинстве неживых систем. Подавляющее большинство из них в отдельности случаются и в неживых системах. Однако только вместе взятые, они характеризуют особую форму движения материи — жизнь. Перечислим основные свойства и признаки живого на основе структурно-функционального подхода.
Основные общие свойства живых систем
Структурная организация Функциональная организация
1. Единство химического состава 2. Клеточное строение 3. Уровневость 4. Дискретность (прерывность) — живые системы состоят из отдельных частей 5. Целостность — биосистемы являются единым целым взаимосвязанных и взаимодействующих частей 1. Обмен веществ, энергии и информации 2. Саморегуляция 3. Самовоспроизведение 4. Самообновление 5. Рост 6. Индивидуальное развитие (онтогенез) 7. Раздражительность 8. Приспособленность 9. Историческое развитие (филогенез)

Предложения интернет-магазинов