Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.

Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Пособие содержит все разделы курса биологии в объеме требований программы и представляет собой комплекс, включающий задания по темам, упражнения, контрольные работы, таблицы-конспекты по всем важнейшим разделам, таблицы-характеристики, схемы, проверочные и обучающие рисунки, словари терминов и понятий. Кроме того, дана сводка теорий, законов и закономерностей биологии. В книге использован системный подход, показаны приемы проблемного и программированного обучения, что позволяет эффективнее повторять учебный материал, интенсифицировать его усвоение.

Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.

Описание учебника

СПРАВОЧНИК для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.
На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать:
— знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;
— знание строения й жизни растений, животных, человека, классификации растений и животных;
— умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.
Программа по биологии для поступающих в вузы
Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых всеми вузами к знаниям своих абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающей в себя разнообразные области — ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, комплекс общебиологических дисциплин, — как единой, целостной системы. Более того, именно такой системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи и являются главным критерием оценки знаний особо требовательными экзаменаторами.
Однако многими абитуриентами каждый предмет биологии воспринимается как совершенно обособленный, с присущими только ему законами, закономерностями, понятиями. На это есть объективные причины — ведь в школе биология изучается в течение шести лет, начиная с шестого класса. С зоологией и тем более с ботаникой вчерашний школьник знакомился, будучи еще ребенком, и лишь в самых старших классах, в курсе общей биологии, изучал те биологические дисциплины, которые являются фундаментом всех биологических знаний.
Поэтому цель данного учебного пособия — не только помочь абитуриенту быстро повторить учебный материал, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
— создать глубокий и прочный фундамент общебиологических знаний, на который будут опираться знания конкретных биологических Дисциплин;
— существенно поднять уровень знаний в области этих конкретных дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека;
— выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
Решить эти задачи вам поможет данная книга, которая существенно отличается от большинства других. В ней содержится большой объем систематизированной информации по всем темам Программы по биологии для поступающих в вузы. Но в отличие от традиционных учебников эта информация в основном представлена в двух формах — терминологических словарей, работа с которыми придаст знаниям большую четкость, прочность и осмысленность, и таблиц-конспектов, наглядно показывающих связи между различными процессами и явлениями. Аналитическая работа с такими конспектами как раз и будет способствовать формированию межпредметных и внутрипредметных связей. Кроме того, книга имеет принципиально новую структуру: во многих темах необходимый учебный материал рассматривается в двух уровнях сложности. Это дает возможность любому абитуриенту — и имеющему еще нетвердые знания, и уже постигшему многое — подготовиться даже К очень сложному экзамену.
Предлагаемая книга является результатом дальнейшего развития идей, заложенных в уже хорошо известных пособиях «Биология. Задания и упражнения» (Богданова Т. JI., 1991), «Биологическая азбука» (Богданова Т. JI., 1993). Эти пособия прошли серьезные испытания при проведении лекций и семинаров по биологии в течение нескольких лет в центрах довузовской подготовки Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, где сами авторы проводили апробацию учебного материала в живом общении со слушателями. На основании своего опыта авторы пришли к заключению о необходимости повысить уровень и глубину изложения материала так, как этого требует наше время. В ходе составления таблиц и написания статей использовался материал из многих пособий, учебников (в т. ч. вузовских), монографий и другой научной литературы. Поэтому данное пособие дает возможность не поднимать десятки источников, чтобы найти информацию, превышающую объем школьных учебников, или найти ответ на непростой вопрос. Все, по возможности, собрано в словарях и таблицах, особенно во вновь написанных. В основном это касается разделов «Общая биология», в меньшей степени — «Растения» и «Животные».
Предлагаемая книга в равной степени подходит и для занятий под руководством опытных преподавателей, и для самостоятельной работы. Она будет полезна многим: ученикам и выпускникам школ, слушателям подготовительных отделений, преподавателям и даже студентам младших курсов, но в первую очередь она адресована всем абитуриентам, которым мы от всей души желаем удачи.
Авторы
Как пользоваться данным пособием
Пособие построено по единому плану. Оно разделено на темы, представляющие собой текст программы вступительных экзаменов (на основе этого текста составляются экзаменационные билеты). Если тема трудная или требует знаний, не всегда содержащихся в школьных учебниках, то даются не только общие указания, которые следует внимательно изучить, но и соответствующая дополнительная информация. Каждая тема включает одно или два задания. Каждое задание выполняется поэтапно.
Повторить учебный материал по заданной теме. Обязательными источниками для повторения являются учебники средней школы по всем разделам биологии; большую помощь могут оказать и специальные пособия для поступающих в вузы. Повторять материал надо одновременно по нескольким книгам, так как при повторении ботаники или зоологии ответы на ряд вопросов придется искать и в общей биологии. Дополнительная литература поможет сделать ответ более глубоким и ярким.
Ответить на вопросы для самоконтроля. Вопросы для самоконтроля определяют глубину и объем повторяемого материала. Некоторые вопросы повторяются в разных темах для того, чтобы не терялась логическая основа предмета. На отдельные вопросы ответ можно найти в общих указаниях к теме или в ответах контрольных работ.

Предложения интернет-магазинов