Общая биология (10-11 классы). Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. Лернер Г.И.

Общая биология (10-11 классы). Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалам вступительных экзаменов в вузы.  Задания разных уровней сложности позволят учителю варьировать методику проведения урока в соответствии с задачами контроля, уровнем учебного материала и степенью подготовленности учащихся. Пособие адресовано учителям биологии для контроля и закрепления знаний учащихся, а также старшеклассникам и абитуриентам при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Общая биология (10-11 классы). Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. Лернер Г.И.

Описание учебника

Это учебное пособие имеет несколько целей:
1. Предложить учителю достаточно удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по курсу «Общая биология» за среднюю школу.
2. Облегчить подготовку учителя к урокам, сориентировав его на конкретный понятийный аппарат, требующий от учащихся усвоения на разных уровнях деятельности — от запоминания и достаточно высокого уровня репродукции до построения логических умозаключений и творческого применения знаний.
3. Дать возможность учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, уровнем сложности изучаемого материала, подготовленностью класса в целом.
4. Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систему базового биологического образования.
5. Научить школьников работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащимися как внутри параграфа, так и в разных, иногда достаточно удаленных друг от друга, параграфах.
6. Научить школьников работе с заданиями, отличающимися по своим формулировкам, типологиям, уровням сложности.
7. Научить школьников приемам работы с информацией — от тренировки памяти до систематизации материала, его трансформации в текст, таблицу, график и обратно.
8. Создать у школьников мотивацию к ускоренному изучению курса с целями экономии времени и его высвобождения для изучения предметов, которыми ученик интересуется больше, чем биологией.
Пособие представляет собой сборник вопросов, тестов, заданий и задач, выстроенных по вариантам, в соответствии со структурой и содержанием программ как линейных, так и концентрических курсов общей биологии.
Преимущество отдано вопросам тестового характера, что связано в первую очередь с подготовкой учащихся к сдаче Единого государственного экзамена, который становится одной из основных форм аттестации школьников.
Кроме того, тестовая форма контроля обеспечивает быструю и массовую проверку знаний детей, что является основной причиной для ее применения. Кроме тестов в сборник включены задания разных типов, которые будут рассмотрены ниже.
Структура сборника
Оглавление представляет собой тематическое и поурочное планирование курса общей биологии, рассчитанного на один год изучения в 10-м или 11-м классе (это зависит от учебного плана конкретной школы и его соответствия базовому региональному плану). Учитывая, что ранее этот курс предполагал 3 часа изучения в неделю (1 + 2), в настоящее время в связи с изменениями учебных планов учителю неизбежно придется либо исключать из курса некоторые темы, либо сокращать время на их изучение. Понимая это, автор предлагает такое планирование учебного материала, при котором потери будут минимальными, а все темы будут изучены с достаточной для общеобразовательной школы полнотой.
В планирование включены все темы курса общей биологии, включая экологию, которая изучается блоком в 11-м классе.
Перед началом каждой темы дан список основных терминов и понятий, подлежащих усвоению и включенных в контрольные задания. Этот список является ориентиром и для учителя, и для учеников. Все задания выстроены в соответствии с принятой последовательностью изучения курса «Общая биология» и включают понятийный аппарат, соответствующий Государственному стандарту образования. К каждому уроку предлагается от 2 до 4 вариантов заданий. Количество вариантов определяется как содержанием учебного материала, так и требованиями к базовому уровню обучения. Первый вариант наиболее легкий. Он предполагает знание и первичное понимание основного содержания урока. Второй вариант рассчитан на более глубокое усвоение материала и применение знаний в знакомой ситуации. Сложнее третьи и четвертые варианты заданий.
Вопросы со свободным ответом и формулировки заданий к тестам требуют от учащихся умения владеть такими операциями, как выделение главного в вопросе или условии задачи, соотнесение элементов содержания друг с другом и получение правильного результата, выделение частного из общего и обобщение на основе известного частного. Варианты, помеченные звездочкой, рассчитаны на хорошо успевающих школьников и учащихся профилированных классов. Сказанное не означает, что эти варианты не нужно предлагать детям, занимающимся по обычной программе. Большинство учителей дает материал, выходящий за рамки учебника, и задания третьих и четвертых вариантов только сориентируют их на определенную логику построения методики обучения.
Многие задания связывают учебный материал курса общей биологии с курсами биологии растений, животных, человека. Биология — это единый предмет, и такая связь необходима. Кроме тогог этот подход к построению курса обеспечивает эффективное повторение учебного материала за основную школу.
Как работать с пособием учителю
Так как пособие предназначено для поурочного контроля, то прежде всего следует подумать, в какой части урока его применять. Это зависит от целей урока, индивидуальной методики учителя, целей контроля. Варианты применения контроля могут быть различными. Это и контроль при проверке домашнего задания, это и параллельная обучающая работа детей с учебником, это и закрепление изученного материала в конце урока. Одному ученику можно предложить от одного до четырех вариантов заданий. Это зависит от способностей, реальных знаний и заинтересованности ученика в отметках. Личный опыт автора показал, что дети с удовольствием занимаются с подобными заданиями (см. книги «Биология животных» и «Биология растений») и готовятся к урокам, ибо возможность получить несколько отметок, причем на каждом уроке, оказывается для них вполне привлекательной.
По итогам работы можно провести обсуждение, в ходе которого выяснить аргументы учащихся в пользу того или иного выбора; можно устроить дискуссию в классе, расширяя представления учащихся о предмете обсуждения.
Очень важным достоинством работы с подобным дидактическим материалом представляется технологичность его применения. Подобная работа не требует больших затрат времени на проведение и проверку (можно организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку). Можно варьировать способы и время контроля — предложить несколько вариантов, организовать работу на время, предложить опережающее изучение курса с последующей сдачей зачета по материалам сборника и их обсуждением. Однако следует заметить, что все перечисленные удобства работы с пособием станут возможными, если оно будет у каждого ученика. В противном случае все сложности и затраты, связанные с ксерокопированием или вырыванием отдельных листочков из нескольких пособий, сведут к минимуму эффективность применения этой книги.
Как работать с пособием ученику
Если у вас оказалась в руках эта книга, то вы можете воспользоваться ею как удобным средством для изучения биолога и в необходимом объеме и с максимальной скоростью.

Предложения интернет-магазинов