Анатомия человека. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А.

Анатомия человека. В основу учебника положен учебник  Анатомия человека  М.М. Курепиной и Г.Г.Воккена. Наиболее значительные изменения и дополнения внесены в главы Нервная система и Внутренние органы. Большинство разделов учебника содержит материал по микроскопическому строению органов, их внутриутробному развитию и изменениям в течение жизни человека. Учебник предназначен для студентов и аспирантов биологических специальностей педагогических университетов и институтов.

Анатомия человека. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А.

Описание учебника

Анатомия человека как часть биологической науки. Анатомия человека — наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий среды, в том числе и социальной. В отличие от распространенной ранее описательной анатомии, современная наука является функциональной анатомией. Без учета функции невозможно понять строение любого органа.
Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии, эволюционной теории и др. Они имеют значение и для искусства, особенно для художников и скульптуров. В связи с этим можно выделить несколько направлений в анатомии. Так, для художника важно внешнее строение тела человека и его частей — пластическая анатомия; для медика-хирурга важна топографическая анатомия, изучающая взаиморасположение органов. Для спортсменов и тренеров, интересующихся физическим развитием человека важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата — динамическая анатомия.
Микроскопическая анатомия изучает тканевую и клеточную организацию органов. Она тесно связана с гистологией — наукой о строении, функции и развитии тканей, и с цитологией — наукой о свето- и электронномикро-скопическом строении и развитии клеток.
Анатомия, гистология, цитология и эмбриология человека составляют общую науку о форме, строении и развитии организма — морфологию (от греч. morphe — форма) человека. Она изучает индивидуальную, возрастную, половую и экологическую изменчивость тела человека. В нее входит также антропология — наука о биологии вида Homo sapiens.
Положение человека в природе
Черты сходства с млекопитающими
Сравнение с приматами (антропоидами)
Черты сходства
Черты отличия
1. Продолжительное внутриутробное развитие, наличие плаценты. Живорождение. Выкармливание детенышей молоком матери. Наличие молочных желез.
2. Постоянная температура тела (около 37°С) поддерживается интенсивным обменом веществ.
3. Кожа покрыта волосами, наличие потовых и сальных желез.
4. Сердце четырехкамерное, два круга кровообращения.
5. Альвеолярное строение легких.
6. Наличие двух смен зубов, подразделяющихся на резцы, клыки и коренные.
7. Сходное строение отделов скелета.
8. Центральная нервная система имеет трубчатое строение.
9. Прогрессивное строение головного мозга и коры больших полушарий.
10. Наличие наружного уха и трех слуховых косточек в среднем ухе.
1. Снижение плодовитости. Забота о потомстве. Наличие одной пары молочных желез. Совпадение сроков внутриутробного развития.
2. Пропорции тела: наличие короткого туловища и длинных конечностей.
3. Редукция хвостового отдела позвоночника, уменьшение числа позвонков грудного и поясничного отделов.
4. Увеличение числа крестцовых позвонков — укрепление таза. Тазовые кости широкие, вогнутые. Стопохождение.
5. Грудная клетка бочкообразная, грудина широкая.
6. Большая подвижность верхней конечности за счет наличия ключицы, шаровидной формы плечевого сустава и подвижности костей предплечья (супинация, пронация).
7. Способность противопоставлять большой палец остальным.
8. Пальцы снабжены плоскими ногтями.
9. Особенности строения лица: форма наружного носа, верхней губы, ушной раковины; глазницы направлены вперед, замкнуты с боков.
10. Кора больших полушарий покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими площадь ее поверхности.
11. Развитие зрения, слуха, осязания, редукция обоняния.
1. Прямохождение.
2. Позвоночник имеет 4 изгиба. Череп «насажен» на него сверху, а не «привешен» спереди.
3. Нога значительно длиннее и сильнее руки.
4. Сводчатая стопа.
5. Рука освобождена от функции передвижения, укорочена— не достигает колен в вытянутом положении.
6. Сильно развит большой палец, способный обхватывать и удерживать предметы.
7. Верхние конечности развернуты в плечах, ширина грудной клетки преобладает над глубиной.
8. Таз широкий, служит опорой для внутренних органов.
9. Мозговой череп значительно преобладает над лицевым.
10. Зубы, челюсти, носовой отдел развиты слабее.
11. Подковообразная форма нижней челюсти, выраженный подбородочный выступ, развитая мускулатура языка обеспечивают быстрые движения, необходимые для членораздельной речи.
12. На черепе сглажены гребни в связи с ослаблением жевательных мышц и мышц туловища, прикрепляющихся к нему.
13. Почти полная утрата волосяного покрова.
14. Увеличение массы и размеров головного мозга. Усовершенствование морфо-функциональной организации коры больших полушарий.
11 ВведениеКонтрольные вопросы
1. Что изучает анатомия человека и как она связана с другими науками?
2. Какие существуют методы анатомического исследования?
3. Раскройте содержание терминов: дорсальный, вентральный, медиальный, латеральный, проксимальный, дистальный.
4. Дайте определение понятиям: ткань, орган, система органов.
5. Какие черты объединяют человека с млекопитающими?
6. В чем заключаются черты сходства человека с приматами?
7. В чем состоят особенности человека, как биологического вида?
Глава 1
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Опорно-двигательный аппарат включает скелет и мышцы. У некоторых водных позвоночных (рыбы) скелет хрящевой, так как в водной среде механическая нагрузка на опорные структуры меньше, чем в воздушной. Скелет взрослого человека в основном состоит из костей. Хрящ сохранился в местах, где требуется гибкость и упругость; таковы, например, реберные хрящи, хрящ на суставных поверхностях костей и т. д.

Предложения интернет-магазинов