Биология. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.

Биология. В учебнике рассмотрены общие вопросы современной биологии. Приведены основные сведения о структуре живой материи и общие законы ее функционирования. Изложены темы учебного курса: происхождение, эволюция и многообразие жизни на Земле. Показаны взаимосвязи между организмами и условиями их существования, закономерности устойчивости экологических систем. Для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования.

Биология. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.

Описание учебника

В настоящем учебнике нашли отражение общие вопросы современной биологии. По своему содержанию учебник соответствует заключительному и обобщающему курсу среднего биологического образования и предназначен для  обучающихся в образовательных учреждениях среднего  профессионального образования по профессиям и специальностям технического и естественно-научного профилей.
Учебник разработан с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования, а также профиля получаемого профессионального образования; создан на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций (2015 г.).
Изучая различные темы курса, студенты познакомятся с историей и достижениями отечественной биологической науки; будут иметь представление о целостной естественно-научной картине мира, понимать взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук; понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов; научатся системному анализу глобальных экологических проблем.Поскольку нрограмма предполагает включение в учебную нагрузку не только теоретический курс, но и практические (лабораторные) работы, а также самостоятельную работу студентов при работе над проектами, написании рефератов или составлении сообщений и презентаций, то для облегчения работы с учебником в тексте присутствуют специальные знаки, а также выделение цветом и курсивом.
Материал, который дополняет основное содержание, может быть использован для самостоятельной работы, работы над проектом или для подготовки рефератов и докладов.
Ключевые слова — наиболее важные биологические термины, которые встречаются в ходе изложения материала. Знание этих ключевых слов и понятий поможет в ходе работы с различными источниками информации.
Контрольные вопросы позволяют студентам оценить, насколько успешно они усвоили основное содержание учебного материала. Эти вопросы являются неотъемлемой частью самостоятельной работы, а также работы студентов с учебно-методическим комплектом, поскольку выделяют ключевые моменты материала по конкретной теме.
Творческие задания могут служить в качестве темы для проекта или для подготовки рефератов, сообщений и презентаций. Это будет способствовать формированию собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Для самостоятельной работы студентов имеется возможность использовать электронную версию учебника.
В зависимости от профиля и материальной базы учебного учреждения, в соответствии с программой и временем, отведенным на изучение курса биологии, желательно предусмотреть проведение экскурсий в краеведческие музеи и, по возможности, выезжать на природу для наблюдений. Это необходимо для того, чтобы студенты могли обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах. Только в этом случае биологическое образование можно считать достаточно полным.
При реализации содержания учебной дисциплины «Биология» учебная нагрузка студентов технического и естественно-научного профилей составляет 54 —108 ч. Из них: аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, 36 — 72 ч; внеаудиторная самостоятельная работа студентов 18 — 36 ч.
Название науки «биология» предложили в 1802 г. независимо друг от друга известный ученый-эволюционист Ж. Б. Ламарк (1744 — 1829) и зоолог Г, Р. Тревиранус (1776 — 1837).
Биология (от греч. bios — жизнь и logos — учение) — комплекс наук о живой природе; изучает все проявления жизни: строение и жизнедеятельность живых организмов (бактерий, грибов, растений и животных) и их сообществ, их распространение, происхождение, индивидуальное и историческое развитие, взаимоотношения друг с другом и со средой обитания; раскрывает сущность жизни, выявляет закономерности жизненных проявлений, изучает и систематизирует живые организмы.
Разнообразие живых организмов на Земле огромно. К настоящему времени известны 500 тыс. видов высших растений, около 1,5 млн видов животных, сотни тысяч видов грибов и множество прокариот. Специалисты постоянно открывают и описывают новые виды как современных организмов, так и вымерших, существовавших в прежние геологические эпохи. Полагают, что число еще не открытых видов живых организмов сопоставимо с числом уже известных и составляет не менее 2 млн.
Задачи общей биологии следующие: изучение общих закономерностей биологических явлений и процессов, характерных для живых организмов, причин их многообразия, выяснение законов возникновения и развития жизни на Земле.
Признаки живых организмов. Наиболее важно определить присущие всем живым организмам черты — дать определение живого. Существенно, что все живые организмы
объединяет комплекс общих признаков. Однако среди них нет ни одного такого, который бы отдельно не существовал в неживой природе. Поэтому необходимо знать общие признаки, присущие всем живым организмам.
1. Живой организм представляет собой единое образование, обладающее сложным строением, тело его составляет множество сложных взаимодействующих молекул, образующих упорядоченные структуры.
2. Каждая составная часть организма имеет особое строение и выполняет определенную функцию. Это относится не только к клеткам, тканям, органам, системам органов, но и к внутриклеточным структурам и органическим молекулам.
3. Живые организмы способны извлекать, преобразовывать и использовать вещества и энергию окружающей среды. Благодаря этому они поддерживают целостность, упорядоченность строения и функций своего организма (гомеостаз), возвращают в среду продукты распада и преобразованную энергию. Следовательно, они обладают способностью к обмену веществ и превращению энергии.
4. Организмы могут реагировать на изменения окружающей среды, внешние раздражения и отвечать на них. Большинство биологических процессов имеют цикличность: суточную, сезонную, годовую и многолетнюю.
5. Строением, физиологией, биологией, поведением живые организмы приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Особенности строения и поведения, связанные с определенным образом жизни, называются адаптациями.
6. Живые организмы способны к самовоспроизведению (размножению). Потомство всегда сходно с родителями в связи с передачей от родителей детям наследственной информации о строении и функциях организма. В этом проявляется свойство наследственности живых организмов. Однако потомки всегда чем-то отличаются от своих родителей, т.е. проявляется изменчивость организмов, закономерности которой общие для них всех. Таким образом, живые организмы обладают способностью к размножению, наследственностью и изменчивостью.
7. Организмы способны к росту и индивидуальному развитию (онтогенезу) от рождения до смерти.
8. Организмы способны к историческому развитию (филогенезу), изменению от простого к сложному. Этот процесс исторического изменения организмов называется эволюцией. В результате длительной эволюции возникло все многообразие живых организмов, приспособленных к определенным условиям существования.

Предложения интернет-магазинов