Ботаника. Андреева И.И., Родман Л.С.

Ботаника. Учебник написан в соответствии с программой по курсу ботаники. Изложены сведения о цитологии, анатомии и морфологии растений. Основное внимание уделено растениям, используемым в сельскохозяйственном производстве. Для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по агрономическим специальностям.

Ботаника. Андреева И.И., Родман Л.С.

Описание учебника

Ботаника — это наука о растениях. Ее задача — всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции.
Глобальная проблема современности — производство пищи. Быстрый рост населения земного шара выдвигает задачу максимальной интенсификации сельскохозяйственного производства: повышения урожайности возделываемых культур и продуктивности животноводства. Эту задачу решают технологические науки: растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях фундаментальных биологических дисциплин, среди которых первое место занимает ботаника. Не менее важна роль растений в обеспечении человека древесиной, прядильным волокном, лекарственным сырьем и др.
Ботаника исследует растения на разных уровнях их организации. Различают несколько структурно-функциональных уровней. Нижний — наиболее древний — суборгаиизменный уровень молекулярных структур, где проходит граница между живым и неживым. Следующий уровень — клеточный. Клетка, ее структура и основные биохимические процессы сходны у всех организмов. За ним следует органный, а затем уровень целостного организма. Неотъемлемые свойства организмов — способность к размножению, наследственность и изменчивость. Более сложный уровень организации жизни — популяционно-видовой. Высший уровень — экосистемный, биосферно-биогеоценотический, на котором сообщества популяций животных и растений вместе с их средой обитания образуют функционально-структурное единство.
Основу экосистемы составляют автотрофные зеленые растения — продуценты (производители), синтезирующие органические вещества из неорганических. Готовое органическое вещество используют консументы (потребители) — гетеротрофные организмы. Органические остатки продуцентов и консументов разрушаются гетеротрофными редуцентами (бактериями, грибами) и превращаются в минеральные соединения, вновь доступные растениям. Так проходит круговорот веществ и энергии в экосистеме при участии автотрофных и гетеротрофных организмов.Ботаника, как и другие науки о природе, возникла и развивалась в связи с практическими запросами человека, в жизни которого растения играли и играют огромную роль. Начало развитию ботаники было положено в глубокой древности при выявлении и использовании пищевых, лекарственных и технических растений. Ботаника тесно связана с разнообразными сторонами жизни и хозяйственной деятельности человека: сельским хозяйством, медициной и различными отраслями промышленности.
Растения широко используются человеком как пища и корм для животных, как источник сырья для хозяйственной деятельности (прядильные, красильные, дубильные и др.), как ценнейшие лекарственные средства. Разнообразную роль в нашей жизни играют микроорганизмы, водоросли и грибы. Одни из них — болезнетворные — приносят вред, другие широко используются в ряде отраслей пищевой промышленности, в производстве лекарств и т. д.
Ботаника возникла как единая наука, суммируя отдельные сведения о растениях, но с течением времени, по мере накопления и углубления знаний, она разделилась на ряд самостоятельных дисциплин. Ранее всего обособилась морфология — наука о внешнем и внутреннем строении растений. Основной метод морфологии — наблюдение и сравнение. В зависимости от величины объекта наблюдения можно проводить невооруженным глазом — макроскопическая морфология или при помощи микроскопа — микроскопическая морфология. К макроскопической морфологии относится органография — учение об органах растений; к микроскопической — цитология (учение о клетке), гистология (учение о тканях), анатомия, изучающая внутреннее строение растений, и эмбриология (учение об образовании и закономерностях развития зародыша растений).
Позже выделились следующие разделы: систематика, классифицирующая многообразие растительных организмов; география растений, изучающая распределение растений на земном шаре; геоботаника — наука о растительных сообществах; экология растений, изучающая их взаимоотношения с окружающей средой; палеоботаника, воссоздающая прежний облик растительности земли (табл. 1, снизу вверх).

Глава 1 РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА
§ 1. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ
Клетка — основная форма организации живой материи, элементарная единица организма. Она представляет собой самовоспроизводящуюся систему, которая обособлена от среды и сохраняет определенную концентрацию химических веществ, но одновременно осуществляет постоянный обмен с ней. Клетка как химическая система сохраняет стабильность (гомеостаз) в процессе обмена с окружающей средой. Роль барьера играет плазматическая мембрана. Каждая клетка имеет цитоплазму и генетический материал в форме ДНК, которая регулирует жизнь клетки и воспроизводит себя, благодаря чему образуются новые клетки. Единство клеточного строения организмов подтверждается не только сходством строения различных клеток, но и сходством химического состава и процессов обмена.

Предложения интернет-магазинов