Возрастная анатомия и физиология. Прищепа И.М.

Возрастная анатомия и физиология. В учебном пособии подробно рассмотрены основные разделы курса «Возрастная анатомия и физиология». Особое внимание уделено вопросам становления и развития физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Терминологический аппарат соответствует международным анатомической и гистологической номенклатурам. Значительное количество иллюстраций облегчает восприятие учебного материала. Указатель терминов позволяет использовать пособие в качестве справочника.

Возрастная анатомия и физиология. Прищепа И.М.

Описание учебника

Обучение будущего социального работника, психолога или дефектолога начинается с дисциплин медико-биологического блока. Одной из них является «Возрастная анатомия и физиология».
В пособии изложены вопросы нормальной, общей и частной анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологических и медицинских наук. Особое внимание уделено изучению процессов становления и развития физиологических функций на каждом возрастном этапе. Все это позволяет создать целостное представление о строении и функциях органов и систем человека.
Материал учебного пособия представлен в традиционном для анатомии и физиологии виде. Каждая глава посвящена одному из разделов классической анатомии (остеологии, миологии, спланхнологии, неврологии и т.д.). При этом сначала дано подробное, четко структурированное описание морфологии и анатомии соответствующих органов и систем, затем раскрыты их физиологические функции, а также рассмотрены их возрастные особенности.
Пособие снабжено указателем анатомических и физиологических терминов, что позволяет при необходимости пользоваться им как кратким справочником.
Издание содержит большое количество иллюстраций, что значительно облегчает усвоение теоретического материала.
Автор выражает искреннюю благодарность доктору медицинских наук, заведующему кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Ю.М. Досину и кандидату биологических наук, доценту кафедры физиологии человека и животных Белорусского государственного университета Г.И. Захаревской за внимательное ознакомление с рукописью и полезные замечания, что способствовало более качественной разработке учебного пособия.
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ АНАТОМИЮ И ФИЗИОЛОГИЮ
1. Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи и значение
Анатомия — наука, изучающая строение человеческого организма и исследующая закономерности его развития в связи с функцией и окружающей средой. Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования, поэтому она исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии — филогенезе. Для этого исследования используются данные сравнительной анатомии и учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды. Большое внимание уделяется процессу становления и развития человека в связи с развитием общества—антропогенезу.
Анатомия накапливает факты,описывает и объясняет их. Она представляет собой комплексную науку, в состав которой входят: систематическая анатомия, изучающая отдельные системы организма человека; топографическая, или хирургическая, анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела; динамическая анатомия, изучающая строение опорно-двигательного аппарата и динамику движений; пластическая анатомия, представляющая собой прикладную анатомию для художников и скульпторов и изучающая только внешние формы и пропорции тела; возрастная анатомия.
Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида — онтогенез — в течение всей его жизни: эмбриональной (утробный период) и постэмбриональной (внеутробный период) от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии и геронтологии.

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект — структуру живого, но с разных позиций: анатомия — с точки зрения формы и организации живого, а физиология — с точки зрения функции и процессов в организме. В системе физиологических наук в настоящее время выделяют общую физиологию, сравнительную и эволюционную физиологию, физиологию человека, физиологию животных и возрастную физиологию.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Разделами возрастной физиологии являются геронтология и гериатрия. Геронтология — наука о старении организмов, основная цель которой — поиск средств продления активной и полноценной жизни человека. Гериатрия изучает болезни людей пожилого и старческого возрастов, разрабатывает методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.
Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:
• выяснение основных закономерностей развития человека;
• установление параметров возрастной нормы;
• определение возрастной периодизации онтогенеза;
• выявление сенситивных и критических периодов развития;
• изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития;
• выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.
В настоящее время одной из важнейших задач является воспитание и развитие здорового молодого поколении. Решение этой проблемы невозможно без знания возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами, то есть возрастных особенностей функционирования организма. Организация учебных занятий, занятий физической культурой, труда и отдыха детей требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функции. В связи с этим возрастная анатомия и физиология необходимы для успешного развития педагогики, психологии, физиологии питания, труда и спорта, гигиены и других дисциплин.
Для работников дошкольных и школьных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период его становления при неправильной организации условий жизни и обучения особенно быстро возникают различные патологические нарушения функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Необходимо расширение знаний в области изучения развивающегося организма ребенка для повышения педагогической эффективности процесса обучения. Последняя зависит от того, насколько методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников. Педагогическая эффективность определяется также соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимым компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.

Предложения интернет-магазинов