Пособие по биологии для поступающих ВУЗы. Лемеза Н.А., Морозик М.С. и др.

Пособие по биологии для поступающих ВУЗы. Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы и включает основные сведения по общей биологии, ботанике, зоологии и анатомии человека. Особое внимание обращается на выявление закономерностей взаимоотношений живых организмов в природе, их эволюцию, на практическое использование достижений биологии в сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях народного хозяйства. Для слушателей подготовительных отделений вузов, учащихся общеобразовательных школ, всех, кто интересуется биологией.

Пособие по биологии для поступающих ВУЗы. Лемеза Н.А., Морозик М.С. и др.

Описание учебника

Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в высшие учебные заведення и предназначено для слушателей подготовительных отделений и курсов, учащихся старших классов средних школ и выпускников средних специальных учебных заведений, абитуриентов биологических, медицинских и сельскохозяйственных вузов страны.
Цель данного пособия — помочь абитуриентам более эффективно усвоить учебный материал, разобраться в наиболее важных и сложных вопросах биологии, получить знания о разнообразии живой природы как единой системе, имеющей общие законы происхождения и развития.
Материал пособия изложен таким образом, что он дает целостное представление о биологии как науке от молекулярной организации клетки до биогеоценозов, т.е. в эволюционном аспекте. Такой подход, по нашему мнению, будет способствовать более глубокому пониманию исторического развития органического мира, поскольку знание общебиологических закономерностей позволяет рассматривать особенности строения н функционирования всех живых организмов как результат предшествующей эволюции. При этом учтены современные достижения биологических наук и актуальные вопросы экологии и охраны природы.
1. Предмет, методы и задами биологии
Биология — наука о жизни, ее формах и закономерностях развития. Предметом ее изучения является многообразие вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строение (от молекулярного до анатомо-морфо логического), функции, происхождение, индивидуальное развитие, эволюция, распространение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой.
Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, авторегуляция, движение и др.
В зависимости от объектов изучения в биологии можно выделить ряд направлений: вирусологию, микробиологию, ботанику, зоологию, антропологию и др. Эти науки исследуют особенности происхождения, строения, развития, жизнедеятельности, свойства, разнообразие и распространение на земном шаре каждого отдельного вида вирусов, бактерий, животных, растений и человека.
По структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни в биологии выделяют морфологию и анатомию (изучает формы и строение организмов), физиологию (анализирует функции живых организмов, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий), генетику (изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов), биологию развития (изучает закономерности индивидуального развития организмов), эволюционное учение (исследует закономерности исторического развития органического мира), экологию (изучает образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с условиями окружающей среды).
Химические реакции и физико-химические процессы в живых организмах, а также химический состав и физическую структуру биологических систем на всех уровнях их организации изучают биохимия и биофизика. Установить закономерности, незаметные при описании единичных про-4
цессов и явлений, позволяет биометрия, т.е. совокупность приемов планирования и обработки результатов биологических исследований методами математической статистики.
Жизненные явления на молекулярном уровне изучает молекулярная биология; структуру и функции клеток, тканей и органов — цитология, гистология и анатомия; популяции и биологические особенности всех организмов, входящих в ее состав, — популяционная генетика и экология; закономерности формирования, функционирования, взаимосвязи и развития высших структурных уровней организации жизни на Земле до биосферы в целом — биогеоценология. Закономерности строения (структуры) и функционирования, единые для всех организмов независимо от их систематического положения, разрабатывает общая биология.
В настоящее время различают несколько структурно-функциональных уровней организации и изучения жизненных явлений: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и биосферно-биогеоценотический.
На молекулярном уровне исследуется роль биологически важных молекул (белки, нуклеиновые кислоты, липи-ды, полисахариды и др.) в росте и развитии организмов, хранении и передаче наследственной информации, в обмене веществ и превращении энергии в живых клетках и других явлениях.
Клеточный уровень предусматривает изучение структурной организации клетки. Учение о клетке, или цитоло гия, включающая цитоморфологию, цитофизиологию, ци тогенетику и цитохимию, позволяет установить физиолого-биохимическиеи структурно-функциональные связи между клетками в различных тканях и органах.
На организменном уровне изучаются процессы и явления, происходящие в особи (индивидууме), и механизмы согласованного функционирования ее органов и систем, а также роль и взаимоотношения различных органов в жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях.
Популяционно-видовой уровень живого принципиально отличается от организменного. Если продолжительность жизни особей любого живого организма определена генетически и они неизбежно умирают, исчерпав запрограммированные возможности своего развития, то популяция способна при подходящих условиях среды развиваться неограниченно долго.

Предложения интернет-магазинов