Тело человека. Анатомия. Физиология. Здоровье. Волцит П.М.

Тело человека. Анатомия. Физиология. Здоровье. Тщательно проработанные иллюстрации, увлекательный, доступный и при этом очень содержательный и научный текст, просто рассказывающий о самых сложных вопросах, поистине энциклопедический охват – всё это делает данное издание уникальным на российском книжном рынке. Подробно описываются строение и физиология всех органов и систем человеческого организма, рассматриваются основные заболевания и методы их профилактики, научные основы гигиены и здорового образа жизни.

Тело человека. Анатомия. Физиология. Здоровье. Волцит П.М.

Описание учебника

НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
Комплекс наук о человеке традиционно называется антропологией (от греческих слов avGpwnog — человек; Xoyoq — слово, учение). Однако в наши дни антропологами обычно называют учёных, изучающих происхождение человека и его особенности как биологического вида. Другие дисциплины выделились в самостоятельные науки и получили собственные названия. Некоторых из них мы коснёмся в нашей книге, а о других только упомянем: мир человека так велик, что рассмотреть его в одной книге не получится. А если получится, то эту книгу вам придётся везти домой на грузовике.
Анатомия и физиология человека
Наука о строении человеческого тела называется анатомией человека (бывают ещё анатомия животных, анатомия растений и т.д.). А физиология — наука о том, как это тело работает: как сокращаются мышцы, как идут сигналы по нервам, как клетки получают кислород, как почки удаляют продукты обмена веществ. Эти и множество других процессов, ежеминутно происходящих в организме, и составляют предмет физиологии. В нашей книге мы подробно изучим анатомию и довольно глубоко проникнем в тайны физиологии человека.
Анатомия и физиология человека являются основой медицины — науки о болезнях и способах поддерживать и возвращать здоровье человека. К нашему времени медицина накопила неимоверный объём знаний, поэтому в этой книге мы коснёмся медицинских вопросов только очень поверхностно, в тех случаях, когда они особенно актуальны.
О таких опасных болезнях, как СПИД, рак и туберкулёз вы прочитаете на с. 64, и 93.
«ДВУНОГОЕ СУЩЕСТВО БЕЗ ПЕРЬЕВ»
Платон
Диоген
Такое определение человеку дал в своё время древнегреческий философ Платон. Другой философ, ярый критик Платона Диоген ощипал петуха и ходил с ним по афинской площади, громко крича: «Вот человек Платона!». Так Диоген высмеял столь примитивное определение и был, несомненно, прав: главные черты человека — не физические признаки, а способность мыслить, чувствовать и передавать свои мысли и чувства другим: способность к общению.
Человек-микрокосм. Этот рисунок Леонардо да Винчи стал символом гуманизма —учения о ценности и величии человека, его совершенстве и равенстве целой Вселенной.
Психология
Психический мир человека невероятно сложен. Неудивительно, что его изучение выросло в самостоятельную «большую» науку — психологию. Мы в нашей книге сможем познакомиться только с самыми основными понятиями психологии, связанными с деятельностью мозга.
Философская антропология
Людей всегда интересовало не только то, как они устроены (анатомия), как лечить болезни (медицина) и что добыть на ужин. С глубокой древности — вероятно, с самого момента возникновения человека — люди задавались отвлечёнными вопросами: кто мы? (только не говорите, что «двуногие без перьев»); в чём смысл нашей жизни?; каково наше место в мире?; что значит быть человеком? Ответы на эти вопросы ищет раздел философии — философская антропология. Но это тема для отдельного разговора и отдельной книги.
Гуманитарные науки
Свойство жить в сложно устроенном обществе — уникальная черта человека, выделяющая его из всех животных. Общественные отношения и порождаемые ими явления изучают гуманитарные (от латинского слова humanus — человечный) науки: история, филология, социология и другие.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРИРОДЫ
Часто приходится слышать выражение «человек и животные». Биологи, услышав его, обычно морщатся и поправляют: «человек и другие животные; человек — тоже животное». Биологи, конечно, правы, но и в отношении к человеку как к чему-то особенному есть доля истины: у человека очень много уникальных особенностей, выделяющих его среди всех животных. Эти особенности долгое время не давали покоя мыслителям, побуждая их ставить человека отдельно ото всей природы.
«ЛЕСТНИЦА ПРИРОДЫ» Великий древнегреческий философ Аристотель не сомневался в том, что человек — часть природы, равно как и в том, что человек — самое совершенное животное. Он предложил идею «лестницы» существ, поднимающуюся от неживых камней к животным и «венцу» природы — человеку. Однако Аристотель не считал, что люди произошли от животных, его «лестница» — это не схема эволюции.
Аристотель
Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный
Систематическое положение человека
На этой схеме показано место человека в биологической классификации по современным представлениям.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛО
Как и почему произошёл человек — единственный разумный вид среди миллиона видов животных? Было ли его происхождение закономерным или это результат случайности? Почему возник только один разумный вид, почему нет наших «братьев по разуму»? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Эволюционный ряд предков человека
Хотя по частным вопросам споры антропологов продолжаются, общая картина эволюции человека уже ясна. На схеме ниже эволюция показана в виде прямого ряда видов, происходивших друг от друга, но, конечно, она не была прямолинейной: многие виды заходили в «эволюционные тупики» и в конечном счёте вымирали, не оставив потомков. К вымиранию их приводили другие виды, дальше продвинувшиеся по пути «разумности». Вероятно, именно по причине безжалостного уничтожения конкурирующих видов на Земле остался только один разумный вид.
Случайность или
закономерность?
Конечно, отдельные признаки человека могли бы быть другими — например, вполне могло так получиться, что человек бы имел хвост и ярко-жёлтые волосы по всему телу. Но то, что разумный вид, раньше или позже, непременно должен был возникнуть, и именно в классе млекопитающих, а среди последних — в отряде приматов, не вызывает сомнений. Уже 40 миллионов лет назад приматы владели самым крупным мозгом на планете. После этого эволюция приматов шла не столько по пути изменения строения, сколько по пути совершенствования поведения. Всевозможные навыки добычи пищи, спасения от врагов, заботы о товарищах уже не «помещались» в гены и передавались из поколения в поколение путём обучения. Так развивались язык, мышление и общественный образ жизни. Посмотрите на этого шимпанзе: метод извлечения термитов из их прочных гнёзд с помощью общипанной палочки передаётся в их «обществах» именно путём обучения.
Австралопитек (Australophithecus)
Человек умелый (Homo habilis)
Человек прямоходящий (Homo erectus)
Неандерталец (Homo neanderthalensis)
Человек разумный (Homo sapiens)

Предложения интернет-магазинов