Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Пименов А.В.

Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. У вас в руках материалы развернутого планирования, которые используются на обычных уроках биологии в старших классах физико-технического лицея № 1 г.Саратова.
В них вошли тезисы лекций, карточки-задания для организации письменной проверки знаний, кодограммы, которые используются на уроке, тестовые задания к каждому уроку, зачетные уроки..

Уроки биологии в 10 (11) классе. Развернутое планирование. Пименов А.В.

Описание учебника

Изучение каждой главы заканчивается зачетным уроком. Для проведения зачета целесообразно заранее, за неделю, вывешивать вопросы тестового задания и теоретические вопросы. Тестовое задание для учеников 9-х классов обычно не должно превышать 30 вопросов, на которые ученик должен дать краткий ответ или написать определение, в 10—11-х классах — не более 40. Теоретических вопросов — не более 6. На зачете учащимся будут предложены эти же вопросы в тестовом задании, но в другом порядке и один из теоретических вопросов. Письменная работа проводится по вариантам, каждому предлагается за 25 минут выполнить тестовое задание и ответить на один из теоретических вопросов Один вариант отвечает на первые 10 тестовых вопросов, второй на другие 10. Такая форма контроля дает возможность ученику хорошо подготовиться к зачету. С помощью тестового задания учитель делает срез через весь материал главы, письменные вопросы развивают навыки грамотного письменного ответа. Кроме того, остается время на углубление материала главы с помощью просмотра видеофильмов, заслушивания рефератов. Ученики, выступающие с рефератами или выпустившие газеты, освобождаются от написания теоретического вопроса на зачете.
Немного о том, как все это используется на уроках в нашем лицее. Часть учащихся лицея ежегодно поступают в вузы с биологическим профилем, где один из экзаменов — биология, поэтому они должны получить хорошие биологические знания в школе, на уроках.
Для этого нужен хороший кабинет. В настоящее время в кабинете биологии, кроме обычного набора технических средств, позволяющих объяснять с помощью видеофильмов, кинофильмов, диафильмов и слайдов, имеются 10 компьютеров в сети, с которыми учащиеся работают практически на кажаом уроке.
Для того чтобы сделать повторение и опрос более эффективными, на большинстве уроков целесообразно использовать карточки для письменных ответов учащихся, карточки для работы у доски, компьютерное тестирование и устные ответы учащихся. Такая комбинированная форма опроса позволяет подготовить учащихся к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. В некоторых вузах практикуется письменная форма сдачи вступительных экзаменов, когда абитуриенту предлагается билет, в котором необходимо дать письменный развернутый ответ на три вопроса. Письменная работа с карточками и анализ, сделанный учителем, позволяют систематически готовить учащихся к данной форме сдачи экзаменов. Работа с тестами с помощью компьютеров или тестовых заданий готовит к сдаче экзаменов в тестовой форме.
Наиболее рационально для письменных ответов вызывать 3—4-х учеников. Они выходят с листочками и ручками, берут карточку-задание (карточки берут со стола учителя сами, но смотреть содержание задания нельзя) и в течение 10—15 минут отвечают на поставленные вопросы. Для работы с карточками-заданиями лучше выделить первые две парты, чтобы возможность для списывания свести к минимуму и чтобы учитель меньше отвлекался во время проведения опроса. Целесообразно на этих двух партах под стекло положить краткую памятку «Как работать с письменными карточками». Работы сдаются, проверяются учителем и на следующем уроке возвращаются учащимся с оценками и комментариями учителя.
Один ученик вызывается к доске, ему предлагается карточка-задание, в которой обычно 10 вопросов. Ответы можно дать одним-двумя словами. Ученик на доске записывает номера вопросов, против них — краткие ответы. Такая работа исключает подсказку с места: учащиеся видят только номер вопроса и ответ. Записав ответы на вопросы, учащийся садится на место. В конце опроса он вызывается к доске, читает вопросы и свои ответы к ним. Таким образом, учитель получает возможность с помощью всего класса проверить правильность ответов на
наиболее важные вопросы темы. Эта карточка на перемене доступна учащимся — вопросы в ней перекликаются с вопросами компьютерного тестирования, учащиеся проверяют себя, всё ли они поняли при выполнении домашнего задания, на всё ли обратили внимание.
Девять учащихся вызываются на компьютерное тестирование (в кабинете биологии 9 ученических компьютеров и один учительский, связанные с серверной машиной). Им предлагается 10—15 тестов, созданных учителем для конкретной темы.
Раздел 1. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА
ЖИВОГО
Глава 1. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ
КЛЕТКИ
Материал главы формирует знания о химическом составе клетки, значении для клетки неорганических и органических соединений. Изучаются важнейшие группы органических соединений — углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты и низкомолекулярные органические вещества. Дается характеристика важнейшим свойствам и функциям этих веществ.
Распределение материала по урокам:
1-й урок. Неорганические соединения.
2-й урок. Биополимеры. Углеводы, липиды.
3-й урок. Биополимеры. Строение белков.
4-й урок. Биополимеры. Свойства и функции белков.
5-й урок. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК.
6-й урок. Биополимеры. РНК, АТФ.
7-й урок. Зачет.
Урок 1. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ
Задачи. На вводной части урока важно рассмотреть многообразие живых организмов и их классификацию, сформировать знания о важнейших свойствах, характерных для живых организмов, уровнях организации живой материи, методах изучения, используемых в биологии. Дать характеристику химическому составу клетки: группам элементов, входящих в состав клетки; раскрыть свойства и значение воды, роль важнейших катионов и анионов в клетке.
Оборудование. Демонстрационный материал: таблицы по общей биологии, кодограмма (приложение 1).
Ход урока:
Изучение нового материала. Объяснение с помощью таблиц, кодограммы (приложение 1).
Введение. Биология -— наука о жизни. Изучение многообразия живых организмов, закономерностей их строения, жизнедеятельности, индивидуального развития и эволюции, взаимоотношения со средой обитания — важнейшие задачи биологии.
Все живые организмы на Земле делятся на две империи — империя Доклеточные и империя Клеточные. К доклеточным организмам относятся вирусы, объединенные в царство Вирусы. Империя Клеточные объединяет организмы, имеющие клеточное строение. Наиболее древние представители клеточных, не имеющие ядра, объединяются в надцарство Прокариот (доядерных), царство Дробянок. Среди них выделяют три подцарства: Архебактерии — наиболее древние анаэробные бактерии, Эубактерии и Оксифотобактерии (сине-зеленые). Считается, что именно древние архебактерии вступили в симбиоз с сине-зелеными и бактериями окислителями, в клетке обособилось ядро, так появились ядерные организмы, которые объединены в надцарство Эукариоты, царства Растения, Животные и Грибы.
Живые организмы приобретают качественные особенности, отличающие их от неживой природы. С другой стороны, эти отличия достаточно условны, поэтому для характеристики живого организма нужно рассматривать все его признаки.

Предложения интернет-магазинов