Нормальная физиология. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.

Нормальная физиология. Учебник написан в соответствии с учебной программой и отражает многолетний опыт преподавания на кафедре нормальной физиологии РГМУ им. Н. И. Пирогова и РУДН. Помимо глав, освещающих вопросы физиологии отдельных органов и систем, в учебник включены главы «Физиология клетки», «Характеристика регуляторных механизмов», «Общая физиология возбудимых тканей», а также «Экология человека и основы валеологии» и «Физиология трудовой деятельности». Особое внимание уделено дискуссионным вопросам, в том числе взаимодействию клеток с помощью электрических полей.

Нормальная физиология. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.

Описание учебника

Впервые написан учебник, объем которого значительно меньше других подобных учебников. При этом его содержание соответствует программам лечебного, педиатрического, реабилитологического и стоматологического факультетов, за исключением профильных вопросов, которые изучаются по кратким дополнительным учебным пособиям. Это достигнуто благодаря четкости изложения материала и исключению его повторений в различных главах.
В учебнике излагаются современные представления по всем разделам физиологии, он содержит много оригинальных (авторских) иллюстраций. Последовательность глав в учебнике такова, что изучение каждого предыдущего раздела способствует лучшему пониманию и усвоению следующего материала.
Особенностью учебника является и то, что в конце многих глав приводятся схемы функциональных систем, обеспечивающих саморегуляцию жизненно важных показателей организма. Это способствует интеграции предлагаемого материала и развитию у студентов творческого, логического мышления.
Другая особенность учебника заключается в том, что в нем дается критическая оценка недостаточно обоснованных
представлений и кратко излагается собственная точка зрения авторов по дискуссионным вопросам (эти материалы набраны мелким шрифтом). В частности, показано, что клетки организма кроме взаимодействия с помощью веществ, взаимодействуют и посредством электрических полей потенциалов действия, рецепторных потенциалов и возбуждающих постсинаптических потенциалов. Тормозные потенциалы оказывают при этом модулирующее влияние. Проведение возбуждения в пределах одной клетки, в том числе и нервного волокна, обеспечивается действием электрического поля возбужденного участка (потенциал действия) на соседний невозбужденный.
При включении в учебник новых, полученных в последние годы, данных приводятся фамилии авторов этих исследований.
Главной целью авторов и издателей являлось обеспечение студентов компактным и недорогим учебником, который они могли бы приобретать в личное пользование, получая при этом возможность не только глубокого изучения предмета в период обучения, но и использования учебника в дальнейшем — в процессе врачебной деятельности.
Н. А. Агаджанян, академик РАМН, профессор В. М. Смирнов, профессор
Физиология — это научный стержень, на котором держатся все медицинские науки.
Становление физиологии как науки
Физиология (греч. phisis— природа, logos — наука) — наука о механизмах функционирования и регуляции деятельности клеток, органов, систем, организма в целом и взаимодействия его с окружающей средой. Базисом для изучения физиологии является хорошее знание гистологии и анатомии человека и физико-химических процессов, протекающих в организме.
Физиология — это завершающая учебная дисциплина доклинического медико-биологического образования студентов-медиков, она является теоретической основой медицины. Глубокое знание закономерностей функционирования различных органов и систем организма и механизмов их регулирования обеспечивает успешное освоение других предметов — патологической физиологии, фармакологии, клинических дисциплин. Физиология является теоретической базой для изучения традиционных и нетрадиционных методов лечения, методов функциональной диагностики.
По мере того как углублялось понимание механизмов деятельности органов и систем организма, механизмов их регулирования становилось, возникали условия для разработки эффективных научно обоснованных способов лечения заболеваний человека. Знание основ физиологии позволяет врачу поставить более точный диагноз и назначить адекватное лечение, исключающее возможность нарушения физиологического равновесия и надежной работы органов и систем организма, обеспечивающих необходимый уровень активности его согласно потребностям.
Подходы в изучении физиологии органов и систем организма. Основой аналитического мышления при изучении причинно-следственных взаимоотношений в физиологии и медицине является диалектический материализм. В свою очередь, «медицина является родиной и источником материализма» (Л. Фейербах). Диалектический подход весьма важен в изучении физиологии и медицины. Кроме того, следует выделить аналитический и целостный подходы в изучении функционирования организма.
Аналитический подход преобладал до начала XX в. Он характеризуется стремлением как можно глубже расчленить изучаемое явление. Благодаря этому принципу было получено большое количество научных данных о деятельности клеток, органов и систем организма. Однако вследствие доминирования такого подхода в физиологии наметилось отставание в изучении целостного организма. «Исследователь, который в поисках истины все более и более дробит изучаемое явление, рискует узнать все… ни о чем» (Б. Шоу).
Целостный подход стал превалирующим в первой половине XX в. Однако первые обобщения, касающиеся работы органов, появились в V в. до н. э. и были связаны с врачебной школой Гиппократа. Важную роль в становлении этого принципа сыграли работы И. П. Павлова и его школы. Было установлено, что целостность организма обеспечивается взаимодействием всех его клеток, тканей, органов благодаря активности интегрирующих систем — нервной, эндокринной, иммунной. Во второй половине XX в. в связи с бурным развитием техники, разработкой тончайших методов исследования аналитический принцип в физиологии, как, впрочем, и во многих других отраслях медицинских наук, вновь стал преобладающим. Правда, аналитические исследования новейшего периода в большинстве случаев проводились с позиций выяснения закономерностей функционирования целостного организма.
Принцип целостности организма — ведущий принцип в изучении проблем физиологии, он обеспечивает более успешное изучение отдельных органов, тканей и систем. В последние десятилетия XX в. подавляющее большинство исследований посвящалось изучению физиологии клетки, что, конечно, весьма важно. Однако необходимо более активно проводить и исследования на органном и системном уровнях применительно к организму в целом.

Предложения интернет-магазинов