Физиология и этология животных. Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др.

Физиология и этология животных. Учебник соответствует программе по физиологии и этологии животных, утвержденной Министерством образования России. Изложены современные представления о физиологических процессах и функциях организма, об их качественном своеобразии у продуктивных сельскохозяйственных, домашних, лабораторных и экзотических животных. Рассмотрены вопросы физиологии высшей нервной деятельности, поведения и адаптации; факторы внешней среды и реакции на них организма; особенности функциональных систем в антенатальный и ранний постнатальный период онтогенеза.

Физиология и этология животных. Лысов В.Ф., Максимов В.И. и др.

Описание учебника

1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ
1.1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ
Физиология животных — один из важнейших разделов биологии и как наука представляет собой упорядоченную систему достоверных знаний о процессах жизнедеятельности и функциях организма, поведении животных. Предметом, или объектом, изучения физиологии животных является макроорганизм.
Физиология изучает физиологические процессы и функции живого организма на уровне клеток, тканей, органов и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, а также поведенческие реакции животных.
Цель физиологии — всеобъемлющее познание механизмов и закономерностей осуществления процессов и функций, их регуляции.
Физиология составляет теоретическую основу ветеринарии и зоотехнии. Знания ее необходимы ветеринарному врачу и зооин-жеперу для решения вопросов, связанных с эффективной профи-нактикой, диагностикой и терапией, организацией разумного содержания, эффективного использования животных, повышения их продуктивности. Они необходимы работникам смежных специальностей: товароведу — эксперту по сырью животного происхождения для оценки качества сырья и товаров животного происхождения, технологу по переработке продукции животноводства для определения путей и способов улучшения ее.
Задачи физиологии весьма многообразны и определяются исходя из конечной цели:
познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма; механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц; качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных; поведенческих реакций и механизмов их формирования; роли отдельных факторов в обеспечении структурно-физиологической организации организма, его органов, в определении качества продукции, сырья;
приобретение навыков исследования физиологических констант функций и умение использовать знания физиологии в профессиональной деятельности.
Физиология как наука развивалась в разных направлениях, которые приобрели самостоятельное значение.
Общая физиология — система достоверных знаний о физиологических процессах, свойственных организму всех живых существ. Она включает физиологию клетки, физиологию возбудимых тканей.
Эволюционная физиология — система достоверных знаний об особенностях процессов и функций организма в историческом развитии у животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития.
Экологическая физиология — система достоверных знаний о процессах и функциях организма животных, обитающих в различных экологических условиях.
Сравнительная, или частная, физиология — система достоверных знаний о физиологических процессах и функциях организма у животных разных видов.
Частная физиология систем организма — система достоверных знаний о механизмах и закономерностях физиологических процессов и функций отдельных систем организма: нервной, сенсорной и моторной, кровообращения, дыхания и др.
Возрастная физиология — система достоверных знаний об особенностях, становлении физиологических процессов и функций организма животных в различные периоды индивидуального развития (онтогенеза). Она включает физиологию молодняка животных.
Отраслевая физиология — система достоверных знаний об особенностях физиологических процессов и функций организма животных в связи с формой их продуктивности: физиология лактации, откорма и т. д.
1.3. СВЯЗЬ ФИЗИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Физиология тесно связана с рядом биологических наук. Она имеет много точек соприкосновения с физикой и химией, широко используя их законы и методы, так как физические и химические 4
процессы лежат в основе процессов и функций организма. Широкое применение в физиологии получили методы моделирования. Эволюционная теория необходима для познания закономерностей развития функций организма. Законы экологии физиология использует при изучении приспособительных изменений функций к определенным условиям обитания.
Физиология опирается на данные анатомии, гистологии и цитологии, биохимии, так как все процессы жизнедеятельности протекают в определенных структурах организма и в основе их лежат биохимические процессы.
В свою очередь, физиология служит основой для всех специальных ветеринарных и зоотехнических дисциплин: фармакологии, диагностики, терапии, акушерства, хирургии, разведения, кормления, животноводства, зоогигиены.
Знания физиологии являются базой для формирования врачебного и зоотехнического мышления.
1.4. ИСТОРИЯ ФИЗИОЛОГИИ. РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ
История физиологии. История физиологии — система знаний о потребностях, путях и способах познания и формирования представлений о процессах и функциях организма животных, необходимых для дальнейшего эффективного их изучения.
Физиология как наука возникла в XVII в. Ее основу заложил английский врач, анатом и физиолог Вильям Гарвей, опубликовавший в 1628 г. замечательную работу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». В. Гарвей впервые обосновал путем эксперимента наличие большого и малого кругов кровообращения и то, что сердце обеспечивает кровообращение. Эта работа послужила мощным стимулом для последующих исследований процессов и функций организма.
В дальнейшем в развитии физиологии следует выделить три этапа: первый — накопление фактических данных о сущности и закономерностях отдельных процессов жизнедеятельности организма, его тканей, органов и систем; второй — обобщение частных сведений о процессах жизнедеятельности в определенные представления о функциях организма; третий — современный период целенаправленного изучения процессов и функций, исходя из потребностей и на основе оформленных теорий, принципов деятельности организма.
Первый этап истории развития физиологии характеризуется накоплением фактов о проявлении жизнедеятельности организма. Он охватывает период XVII — XVIII вв. Вслед за В. Гарвеем
А. Левенгук и М. Мальпигий обнаружили и доказали наличие капилляров. Французский ученый — философ Рене Декарт отметил проявление рефлекса (термин «рефлекс» ввел в XVIII в. чех Г. Прохаска). Значительную роль сыграло открытие М. В. Ломоносовым закона сохранения веществ, который сформулирован им в 1748 г. как «закон сохранения материи и движения». В эти два столетия сложились первые поверхностные представления о дыхании, химизме пищеварения, затратах энергии, биоэлектрических явлениях в организме.
Второй этап связан с обобщением отдельных фактов, общих явлений, принципов, формированием теорий деятельности органов и систем организма. Это этап абстрактно-теоретического познания существа деятельности организма. Он приходится на XIX в. Этот период в развитии физиологии ознаменован: успехами в органической химии (Ф. Веллер синтезировал мочевину); в биохимии — установлением закона сохранения энергии (В. Майер, Д. Джоуль и Г. Гельмгольц развили закон сохранения веществ М. В.Ломоносова); в гистологии — открытием клетки (Т. Шванн); в физиологии — созданием рефлекторной теории нервной деятельности (И. М. Сеченов); созданием теории развития органического мира (Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин).
Благодаря абстрактно-теоретическому познанию существа деятельности организма в XIX в. сформировались и получили развитие учения о клетке, кровообращении, крови, дыхании, пищеварении; разработаны методики физиологических исследований функций органов: широкую известность получили фистульные методики И. П. Павлова для изучения деятельности органов пищеварения; создана рефлекторная теория нервной деятельности. Особая заслуга в формировании и развитии физиологии принадлежит И. М. Сеченову (1829—1905), который впервые определил наличие процессов торможения в центральной нервной системе и на основании этого создал учение о рефлекторной деятельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» получил всеобщее признание и послужил основой формирования учения об организме как едином целом, учения о нервизме. Идеи И. М. Сеченова успешно развил И. П. Павлов (1849—1936), который создал современное учение о физиологии пищеварения, кровообращения, внедрил в физиологию фистульный метод, создал учение о трофической роли нервной системы.
Третий этап — активно поисковый, приходится на XX в. и настоящее время. Путем абстрактно-теоретического осмысления полученных экспериментальных данных ученые-физиологи формируют новые представления о принципах деятельности органов и организма, ставят новые задачи и открывают новые, более глубокие закономерности жизнедеятельности макроорганизма.

Предложения интернет-магазинов