Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.

Физиология человека.  Авторы учебника — высококвалифицированные специалисты в соответствующих областях физиологии. Особое внимание обращено на описание методов количественной оценки функционального состояния важнейших систем организма человека. Учебник соответствует программе, утвержденной МЗ России. Для студентов медицинских вузов и факультетов.

Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.

Описание учебника

При подготовке учебника ко второму изданию авторы поставили перед собой задачи: дополнить учебник достижениями науки за последние годы; представить современные методы исследования функций у человека, заменив ими устаревшие; улучшить логику подачи материала в целях облегчения понимания студентами закономерностей протекания физиологических функций. В основу представлений о жизнедеятельности положена интеграция современных данных, полученных на молекулярном, органном, системном и организменном уровнях, Организм человека рассматривается как целостная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с многообразием влияний окружающей, в том числе социальной, среды.
предисловие к первому изданию
Со времени выхода в свет последнего (3-го) издания учебника «Физиология человека» для медицинских вузов прошло более 10 лет. Ушли из жизни Е.Б. Бабский — редактор и автор первых изданий, Г. И. Косицкий — редактор 3-го и автор двух изданий учебника, по которому изучали физиологию несколько поколений студентов. Нет среди нас В.Д. Глебовского, А.Б. Когана, А.И. Шаповалова — авторов 3-го издания учебника. Это обстоятельство не позволило создать переработанное 4-е издание «Физиологии человека», и два автора 3-го издания взяли на себя обязанности соредакторов издания нового учебника. При этом мы хотели сохранить в нем славные имена Е.Б. Бабского и Г.И. Косицкого в знак памяти и признания их подвижнического труда в деле полувекового обеспечения медицинских вузов отечественным учебником физиологии, выходившим в издательстве «Медицина», а также двумя учебниками на английском языке, выпущенными издательством «Мир».
В создании настоящего учебника приняли участие как некоторые из авторов 3-го издания «Физиологии человека», так и вновь приглашенные. Приглашая коллег к сотрудничеству в написании учебника, мы исходили из того, чтобы они имели солидный опыт преподавательской вузовской работы на уровне заведующих и профессоров кафедр, опыт написания учебников, руководств и учебных пособий. В целях обеспечения современного уровня фактического материала особое внимание мы обращали на соответствие научных интересов и работ автора теме главы учебника.
Немаловажным мы считали соответствие учебника официальной программе по нормальной физиологии для медицинских вузов, однако содержание программы динамично и систематически корректируется научно-методической комиссией по нормальной физиологии МЗ РФ. В состав комиссии входят профессора — физиологи ряда медицинских вузов России, творческий труд которых в значительной мере формирует стратегию и тактику преподавания нормальной физиологии и организации учебного процесса на соответствующих кафедрах. С учетом этого к написанию учебника были приглашены несколько членов данной комиссии, опыт которых сыграл большую роль не только в написании той или иной главы учебника, но и определении его плана.
Конечно, следование изложенным принципам формирования авторского коллектива увеличило число авторов учебника и повлекло за собой различие стиля изложения отдельных глав. Редакторы старались в какой-то мере уменьшить эти различия, но избежать их полностью было невозможно. В этом есть свои не только недостатки, но и преимущество — авторская индивидуальность придает учебнику дополнительный интерес.
Мы считаем своим долгом принести благодарность авторам глав за совместную работу, за большую помощь в редактировании Е.А. Малигонову, А.Г. Похотько, В.И. Кобрину — за нелегкую работу над текстом.
Мы далеки от мысли, что наш коллективный труд совершенен, и будем признательны коллегам за высказанные замечания и предложения по данному учебнику.
В.М. ПОКРОВСКИЙ, Г.Ф. КОРОТЬКО
Глава 1 ФИЗИОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
1.1. физиология: ее предмет и роль в системе
медицинского образования
Физиология (от грсч. physis — природа и logos — учение) — наука о природе, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.
Физиологическая функция (functio — деятельность) — проявления жизнедеятельности организма и его частей, имеющие приспособительное значение и направленные на достижение полезного результата. В основе функции лежит обмен веществ, энергии и информации.
Достижения последних лет в области биохимии, молекулярной биологии, биофизики клеточных мембран позволили исследователям приоткрыть занавес неизвестности над рядом ранее недоступных для познания частных механизмов жизнедеятельности, что не может не вызывать восхищения и стремления к дальнейшему углубленному анализу жизненных процессов. Нисколько не умаляя роль такого направления в развитии научной мысли, нельзя не констатировать некоторого забвения целостного, синтетического подхода к познанию организма — подхода, уверенно декларированного к мировой науке классиками отечественной физиологии И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.

Предложения интернет-магазинов