Физиология человека. Под ред. Смирнова В.М.

Физиология человека. Учебник создан согласно программе по физиологии. Наряду с традиционным материалом он включает оригинальный. Представлены материалы по особенностям физиологии детей и подростков, а также стареющего организма. Особое внимание уделено дискуссионным вопросам. Для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов.

Физиология человека. Под ред. Смирнова В.М.

Описание учебника

Конструкция предлагаемого учебника традиционная, но он имеет несколько особенностей, главная из которых — его целевое назначение. На проблемной комиссии МЗ РФ было принято решение (1993) об издании нового учебника по физиологии для студентов-медиков под редакцией В.М.Смирнова. Однако позже в связи с изданием других учебников по физиологии было принято дополнительное решение: учебник под редакцией В.М.Смирнова перепрофилировать для студентов педиатрических факультетов. Поскольку предлагаемый учебник к тому времени уже был в основном написан для студентов лечебного факультета, были дополнительно написаны разделы, касающиеся особенностей физиологии детей различного возраста. В результате этих дополнений предлагаемый учебник может быть адресован студентам лечебного и педиатрического факультетов. Естественно, он может быть использован и на кафедрах физиологии педагогических и спортивных институтов.
Главы учебника содержат также материалы по физиологии стареющего организма. Они расположены отдельным параграфом в соответствующих главах, что облегчает использование учебника.
Особенностью построения учебника является и то, что в конце многих его глав представлены схемы функциональных систем, обеспечивающих саморегуляцию жизненно важных показателей организма, что способствует интеграции предлагаемого материала и развитию у студентов творческого, логического мышления.
Учебник включает, кроме традиционных глав, и такие разделы, как физиология клетки, принципы и механизмы регуляции, надежность физиологических систем и их старение, биоритмы, адаптация, экология человека и основы валеологии, физиология трудовой деятельности, воспроизведение. И тем не менее его объем обычный для учебников по физиологии. Это достигнуто за счет четкости изложения материала и исключения его повторений в различных главах. Последовательность глав в учебнике такова, что изучение каждого предыдущего раздела способствует усвоению следующего материала.
Особенностью учебника является также и то, что в нем дана критическая оценка недостаточно обоснованных представлений и кратко изложена собственная точка зрения авторов по дискуссионным вопросам — эти материалы даны петитом в виде пояснений.
При включении в учебник новых, полученных в последнее время данных указываются фамилии их авторов. Учебник написали заведующие кафедрами различных медицинских вузов, являющиеся специалистами в соответствующих разделах физиологии.
Выражаю искреннюю благодарность профессору Н.А.Барбараш и профессору В.А.Прав-дивцеву за помощь в подготовке учебника.
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ
Глава 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМА
1.1. ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИОЛОГИИ
Учебник предназначен для изучения курса физиологии на лечебном и педиатрическом факультетах медицинских институтов.
Преподавание особенностей функций на разных ступенях возрастного развития организма ведется на основе их сравнения с функциями зрелого организма. Поэтому материалы возрастной физиологии не выделяются в специальный раздел курса, а изучаются студентами в органической связи с физиологией взрослого человека.
Сведения об особенностях функций развивающегося и стареющего организма студенты получают также на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе. В экзаменационные билеты на педиатрических факультетах включают вопросы по особенностям физиологии детей, на лечебном факультете — физиологии стареющего организма. Таково требование программы по физиологии.
Однако мы считаем, что студенты-медики, т.е. будущие врачи, должны изучать теоретические дисциплины по единой программе, что обеспечит их более глубокую фундаментальную подготовку на младших курсах. Такая программа обучения является более гибкой, поскольку она создает условия для профилизации обучения на старших курсах.
Изучение студентами-медиками лечебного и педиатрического факультетов особенностей структуры и функции развивающегося и стареющего организма сформирует у будущего врача глубокую теоретическую основу его профилактической и лечебной деятельности. Именно с этой целью и написан данный учебник.
1.2. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Классификация возрастных периодов детей и подростков. В постнатальном онтогенезе обычно выделяют три критических периода,
когда отмечаются существенные изменения морфофункциональных показателей организма: 3 года, 7 лет и 12—16 лет. В классификацию критических периодов развития необходимо добавить и период новорожденности — 1-й месяц жизни ребенка, в течение которого по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жизни. В момент рождения начинаются новый отсчет времени и новые условия развития организма. Так, происходит смена среды обитания: водной — на воздушную, изменяется направление силы гравитации. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха — начинается газообмен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение — последовательно относительно большого круга включается малый круг кровообращения, происходят и другие изменения (см. раздел 13.14). К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок идет в школу. Развитие ЦНС, анализаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уровня. В этом возрасте имеет место пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период, охватывающий возраст от 12 до 16 лет, характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанные с ним изменения физического и умственного статуса (см. раздел 19.10).
Компактно и достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П.Гундобина, которую мы приводим с некоторыми изменениями и дополнениями.
Внутриутробный (антенатальный онтогенез)
1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес).
2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес).
Внеутробный (постнатальный) онтогенез
1. Период новорожденности (неонатальный период, от рождения до І мес).
2. Период грудного возраста (от 1 мес до
I года).
3. Ясельный период (от 1 года до 3 лет).
4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).
5. Младший школьный период (у мальчиков от 7 до 13 лет, у девочек от 7 до
II лет).
6. Подростковый возраст (пубертатный период): у мальчиков от 13 до 17 лет, у девочек от 11 до 15 лет.

Предложения интернет-магазинов