Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. + контурные карты и сборник задач

Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. Атласы и контурные карты разработаны лицензированным коллективом специалистов картографов с использованием современных и традиционных картографирования специально для общеобразовательных учреждений. • Соответствуют требованиям ФГОС. Отличаются глубокой и современной методической проработкой изучаемых материалов, актуальностью информации и наглядностью ее представления, рациональным сочетанием карт различного масштаба со схемами, а также тщательно подобранными иллюстрациями.

Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. + контурные карты и сборник задач

Описание учебника

ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
1. Рассмотри космические снимки Земли (с. 1 атласа). Чем они отличаются? Объясни, какой существенный признак планеты иллюстрируют эти фотографии.
2. Расскажи о размерах Земли. Придумай наглядные сравнения, чтобы объяснить эти размеры.
3. Расскажи, как впервые измерили Землю (с. 1 атласа). Как ты думаешь, наблюдение за каким природным явлением помогло учёному найти способ измерить Землю? Сравни результат измерений Эратосфена с истинной величиной радиуса Земли.1. Расскажи о поисках морского пути в Индию португальскими мореплавателями Бартоломеу Диашем и Васко да Га-мой. Чем различались маршруты их экспедиций?
2. Расскажи о географических названиях Африки, данных португальскими мореплавателями.
3. Расскажи о плаваниях X. Колумба. В поисках морского пути в Индию он отправился из Испании на запад. Почему?
4. Что такое Новая Испания? Расскажи, кто из путешественников открыл эти земли. Какие современные государства находятся на этих землях?
5. Что такое Новая Франция? Какие географические открытия совершил Ж. Картье? Какие современные государства или их части находятся на территории бывшей Новой Франции?
6. Рассмотри маршрут первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана -Х.С. Эль-Кано. Какие географические открытия совершили участники экспедиции? Составь хронологию экспедиции.
7. Объясни, как изменились представления европейцев о мире после первого этапа Великих географических открытий.
8. Расскажи о поисках Южной Земли и экспедициях А. Тасмана. Объясни, что такое Новая Голландия.
9. Расскажи о поисках северо-восточного пути в Индию и об экспедициях В. Баренца и Г. Гудзона.

Пользуясь картами
10. Расскажи об открытиях Г. Гудзона в Северной Америке.
11. Рассмотри маршрут кругосветного путешествия Ф. Дрейка. Сравни маршруты кругосветных экспедиций Ф. Дрейка и Ф. Магеллана — Х.С. Эль-Кано.
12. Объясни, как изменились представления европейцев о мире после второго этапа Великих географических открытий.
13. Расскажи об открытиях внутренних районов Африки и Америки.
14. Расскажи об арктических экспедициях норвежских путешественников Р. Амундсена и Ф. Нансена.
15. Рассмотри маршрут первого русского кругосветного путешествия И.В. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Составь хронологию экспедиции.
16. Рассмотри маршрут французской кругосветной экспедиции Ж.С. Дюмон-Дюрвиля.
17. Расскажи о достижении Южного полюса норвежской и английской экспедициями Р. Амундсена и Р. Скотта.
18. Расскажи об исследовании Центральной Арктики.

ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ КАК ЛИНИИ НАПРАВЛЕНИЙ
Расскажи, какие направления показывают меридианы и параллели. По карте полушарий (с. 14-15) определи: 1) в каком направлении протягиваются Скандинавские горы и Скалистые горы; 3) Восточно-Тихоокеанское поднятие.
По физической карте мира (с. 16-17) определи, в какой части:
1) Тихого океана находятся моря Фиджи и Тасманово;
2) Индийского океана находятся Мальдивские острова и остров Шри-Ланка; 3) Тихого океана находятся Гавайские острова; 4) Северной Америки протекают реки Юкон и Маккензи.

11. По карте «Федеративное устройство Российской Федерации» (с. 46-47) определи:
1) какое море находится восточнее — Охотское или Берингово; 2) какое море севернее — Чёрное или Японское; 3) какая область Урала — Челябинская или Свердловская — расположена южнее; 4) какая область Сибири -Омская или Тюменская — расположена севернее.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ
12. Прочитай и объясни, что показывает географическая широта, и приведи примеры по фрагменту карты полушарий (с. 12). Определи широту других объектов.
13. Прочитай и объясни, что показывает географическая долгота, и приведи примеры по фрагменту карты полушарий (с. 12). Определи долготу других объектов.
14. По физической карте полушарий (с. 14-15) определи географические координаты двух-трёх объектов по своему выбору. Расскажи, как ты это сделал(а). (Для того, чтобы предотвратить возможную ошибку, сначала назови, между какими параллелями и меридианами находятся эти объекты.
15. По политической карте мира (с. 22-23) определи географические координаты двух-трёх объектов по своему выбору. Расскажи, как ты это сделал(а). (Для того, чтобы предотвратить возможную ошибку, сначала назови, между какими параллелями и меридианами находятся эти объекты.)

ШИРОТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
19. Прочитай, какие широты выделяют на Земле (с. 12) и вдоль каких линий они находятся. Расскажи, в каких широтах находятся:
1) Африка; 2) Австралия; 3) Индийский океан; 4) Северный Ледовитый океан; 5) Антарктида.
20. Сравни широтное положение: 1) Мурманска и Архангельска; 2) Охотского и Берингова морей; 3) Кавказских и Уральских гор; 4) Амазонской низменности и Сахары.
21. Назови особенности широтного положения Атлантического океана.
22. Расскажи о широтном положении Евразии.
23. Сравни широтное положение: 1) Африки и Южной Америки; 2) Африки и Австралии.
24. По физической карте России (с. 44-45) расскажи о широтном положении:
1) самых больших равнин нашей страны; 2) морей Лаптевых и Охотского; 3) Карского моря и Западно-Сибирской равнины; 4) морей Балтийского и Чёрного.
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
25. Рассмотри часовые пояса (с. 13). Приведи примеры государств мира, которые пользуются временем нулевого (гринвичского) меридиана или западноевропейским.
26. Расскажи, в каких часовых поясах расположена Европа и каким временем пользуются европейцы. Объясни, почему реальные границы часовых поясов часто не совпадают с меридианами.
27. Расскажи, сколько часовых поясов выделяют на территории США и Канады.
28. Расскажи о часовых зонах России.
29. Узнай, в какой часовой зоне ты живешь. Сколько часов составляет разница: 1) с временем нулевого меридиана; 2) с московским временем?

СВОЙСТВА ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА
13. Расскажи, как изменяется средняя годовая температура воды в Мировом океане (с. 30).
14. Сравни среднюю годовую температуру воды в Мировом океане на разных широтах (с. 30).
15. Приведи примеры наиболее тёплых и самых холодных морей. Объясни где они находятся.
16. Объясни, что показывает солёность воды (с. 30) и в каких единицах она измеряется.
17. Назови, какие причины повышают солёность воды, а какие понижают. Расскажи, как различается солёность воды на разных широтах. Почему?
18. Как ты думаешь, где находятся самые солёные моря? Какие?
19. Большинство морей Северного Ледовитого океана у берегов Евразии имеют небольшую солёность. Как ты думаешь, почему?

8. Расскажи, что значит описать речную систему по картам атласа? Объясни:
1) что для этого требуется знать; 2) что необходимо уметь.
9. Прочитай, как река образует свою долину (с. 33).
1) Назови части речной долины на горном участке реки.
2) Назови части речной долины на равнинном участке реки. Расскажи, как различается скорость воды у разных берегов реки и что происходит в результате. Как и где образуются отмели и пляжи? Что такое старица? Объясни, что называют «геологической работой реки».
10. Рассмотри фотографию речного русла реки в Западной Сибири (с. 33). Поделись своими впечатлениями.
11. Приходилось ли тебе наблюдать в природе участки речной долины? Какие? Где? Какой реки?
12. Реки всегда имели для людей большое значение. Объясни, 1) где находилась Мангазея (с. 2-3). 2) Где основали Новую Мангазею (современный Туруханск)? 3) Какие остроги — будущие города — основали казаки и поморы в Сибири. Есть ли что-то общее в выборе их местоположения?
13. Открывая новые земли землепроходцы — поморы и казаки — нередко перетаскивали свои лодки, чтобы добраться от одной большой реки до другой. Определи, где проходили крупные волоки на пути в Восточную Сибирь (с. 42-43).
14. Освоение новых земель, в том числе внутренних районов материков, нередко происходило по рекам. Расскажи, где проходили маршруты М. Льюиса и В. Кларка, А. Гумбольдта, Д. Ливингстона (с. 6-7).
15. В бассейнах каких рек проводили свои комплексные исследования Д.Н. Анучин и В.В. Докучаев? (с. 42-43)
16. Многие районы Сибири были открыты и исследованы только в конце XIX века. Проследи маршруты путешествий А.Ф. Миддендорфа, А.Л. Чекановского и И.Д. Черского (с. 42-43). Определи, вдоль каких рек проходили их экспедиции. Где и кому из путешественников удалось сплавиться вниз по реке?
17. Н.М. Пржевальский исследовал озеро Ханка (с. 42-43). Он отправился к озеру из военного поста Хабаровка. По какой реке? Вниз или вверх по течению?

13. Расскажи, в каком климатическом поясе:
1) самые высокие температуры воздуха и самое большое количество атмосферных осадков; 2) самые высокие температуры воздуха и очень мало атмосферных осадков. Подумай, какими картами можно воспользоваться, чтобы ответить на вопрос.
14.Определи, в каком климатическом поясе находятся самые большие пустыни Земли. Как они называются? Подумай, какими картами стоит воспользоваться, чтобы ответить на вопрос.
15. Приведи примеры стран мира, в которых климат:
1) жаркий и влажный; 2) жаркий, но сухой; 3) холодный, с малым количеством осадков. Подумай, какими картами стоит воспользоваться для ответа.
16. На Земле есть постоянные ветры, т. е. ветры, время действия и направление которых не изменяется. Пассаты -это пример постоянных ветров (с. 36). Найди пассаты на карте и расскажи, в каком направлении они действуют в Северном и в Южном полушарии.
17. Пассаты — это постоянные ветры (с. 36). Какие поверхностные океанические течения они образуют? (с. 31)
18. Покажи на карте (с. 36) западные ветры и расскажи, в каком направлении они действуют в Северном и в Южном полушарии. Определи, какие поверхностные течения Мирового океана образуются под действием этих ветров (с. 36).
19. Течение Западных ветров (с. 31) — самое мощное в Мировом океане. Широты, в которых оно протекает, получили у моряков недобрые названия: «ревущие сороковые», «бушующие пятидесятые». О чём говорят эти названия? Почему именно это океаническое течение — самое мощное?

Предложения интернет-магазинов