География. Физическая география. 6 класс. Кольмакова Е.Г., Пикулик В.В.

География. Физическая география. 6 класс. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. В тексте учебного пособия вы встретите и другие рубрики. Каждый параграф начинается с вводных рубрик: «Давайте
вспомним» , и «В параграфе вы узнаете». Цель первой рубрики — вспомнить ранее изученный материал, который будет необходим при изучении нового. Во второй перечислены основные вопросы, которые будут освещаться в параграфе.

География. Физическая география. 6 класс. Кольмакова Е.Г., Пикулик В.В.


Описание учебника

Перед вами учебное пособие по новому для вас учебному предмету — географии. С ним вы совершите множество открытий, побываете в уникальных уголках нашей планеты! Давайте узнаем, как оно устроено.
Вначале вы познакомитесь с содержанием, в котором перечислены разделы и темы учебного пособия. Каждая тема разделена на параграфы, а параграфы, — на блоки, обозначенные номерами. Пролистав страницы, вы заметите, что каждую тему открывает рубрика «Географические рекорды». В ней представлена дополнительная информация об уникальных объектах и явлениях, с подробным описанием которых вы познакомитесь при изучении соответствующей темы.После текста каждого параграфа следуют итоговые рубрики. Краткие выводы, которые позволят вам повторить и закрепить самое важное из пройденного материала, содержатся в рубрике «Подведем итоги». Рубрика «Самопроверка: знаете ли вы?» ^^ даст возможность проверить, насколько полно вы усвоили материал параграфа, а задания рубрики «Практикум» выполняемые в тетради, помогут приобрести практические умения, оценить степень усвоения знаний по пройденной теме. Рубрики «Давайте обсудим»
и «Приглашаем к творчеству» рассчитаны на самых любознательных, тех, кому интересно проявить себя в новом качестве или выполнить творческое задание. Рубрика «Практическая работа» ^ приглашает к выполнению
практических работ для приобретения и закрепления практических умений.
При работе с учебным пособием обращайтесь к географическому атласу для 6-го класса , в котором собраны карты по изучаемым темам. Обязательно находите на карте все географические объекты, которые встречаются в тексте параграфа. Выделенные курсивом географические названия предназначены для обязательного запоминания.

ВВЕДЕНИЕ
1. География как наука. География — одна из древнейших наук, вобравшая в себя огромные знания об окружающем мире. Термин «география» ввел древнегреческий ученый Эратосфен. Поэтому слово «география» имеет греческие корни (гео — земля, графо — пишу) и дословно переводится как «землеописание».
Эратосфен Киренский (III—II вв. до н.э.) — древнегреческий географ, математик, астроном, поэт. Заведовал знаменитой Александрийской библиотекой. Является первым ученым, вычислившим размеры Земли. В труде «Об измерении Земли» оценил размеры Солнца и Луны и расстояния до них, описал солнечные и лунные затмения.
Первоначально география была описательной наукой. Главными вопросами, на которые она отвечала, были: что это? Где это находится? По мере накопления знаний и изменения роли человека в природе география стала изучать законы, по которым развивается наша планета. Поэтому главным вопросом современной географии стал вопрос почему. География объясняет закономерности взаимодействия и размещения компонентов природы, населения и его хозяйственной деятельности,
Рис. 1. Древо географических наук
3. Оболочки Земли. В физической географии вы будете изучать строение, состав и функционирование основных оболочек Земли. Литосфера — самая верхняя твердая оболочка нашей планеты. Атмосфера — газовая оболочка, окутывающая Землю невидимым покрывалом. Гидросфера — водная оболочка земного шара, содержащая жидкую, твердую и газообразную воду. Самая удивительная оболочка, которой нет больше ни на одной другой планете Солнечной системы, — биосфера. Это оболочка, населенная живыми организмами, — сфера жизни. Все оболочки Земли находятся в постоянном взаимодействии между собой.
4. Значение географии в жизни и хозяйственной деятельности людей. Современная география — невероятно увлекательная наука. Она поможет вам не только узнать много интересного о нашей планете, но и научит понимать законы природы, оценивать свои действия по отношению к окружающему миру. Изучая географию, вы сможете получить ответы на вопросы, волнующие человечество: как сохранить уникальную природу? Как лучше использовать ее богатства? Можно ли восстановить утраченное?
Природа и люди тесно взаимосвязаны. Воздействуя на природу, человек в конечном итоге воздействует на самого себя. Беречь природу и бережно относиться к ее богатствам, можно только зная и понимая законы, по которым она развивается. От каждого из нас зависит благополучие Земли.

Раздел I. ЗЕМЛЯ НА ПЛАНЕ МЕСТНОСТИ, ГЛОБУСЕ И КАРТЕ
Тема 1. План местности
Географические рекорды
Первая гипотеза о шарообразности Земли — Аристотель, IV в. до н. э.
Самый древний план — план поселения Чатал-Хююк, Турция, 6200 г. до н. э.
Первый компас — Древний Китай, 3-е тыс. до н. э.
Первые солнечные часы — Ближний Восток, 3-е тыс. до н. э.
Древнейший астрономический инструмент — гномон, Вавилон, 2-е тыс. до н. э.
Первый навигационный прибор — астролябия, Древняя Греция, 150 г. до н. э.
Первая топографическая служба — Франция, XVIII в.
§ 1. Стороны горизонта. Компас. Азимут
Q • Какие стороны горизонта вам известны? Д^^ • Какие способы ориентирования вы знаете?
• Почему Полярную звезду называют путеводной?
В параграфе вы узнаете
• Для чего нужно уметь ориентироваться в пространстве?
• Для чего служит компас и как он устроен?
• Как пользоваться компасом?
• Что такое азимут и как его определять?

Азимут — угол между направлением на север и направлением на объект местности.
Шкала компаса поделена на 360°, как и линия горизонта. Поэтому с его помощью можно определить азимут на любой объект. Для этого надо совместить конец стрелки компаса с направлением на север и мысленно провести прямую линию на объект (рис. 5). Азимут отсчитывают по ходу часовой стрелки. Угол между стрелкой на север и условной линией будет искомым азимутом на заданный объект.
Каждая сторона горизонта имеет свой азимут. Азимут на север равен 0° (360°), на юг — 180°, на запад — 270°, на восток — 90°.
Определим азимут на объекты на рисунке 6: азимут на дерево равен 40°, а азимут на вышку сотовой связи — 140°. Можно выполнить и обратную задачу: найти объект по его ази- рис. 6.

Предложения интернет-магазинов