География. 6 класс. Ализаде Э., Сейфуллаева Н. и др.

Учебник по предмету География для 6-го класса общеобразовательных школ. 1. География — вчера и сегодня. Азербайджан — моя Родина. Географические адреса. Поверхность Земли: вода и суша. Карта — второй язык географии. Развитие географических знаний. Путешественники, исследователи, туристы. «Известные путешественники» — презентация.

География. 6 класс. Ализаде Э., Сейфуллаева Н. и др.

Описание учебника

Обсудим:
• Можно ли парту в реальных размерах изобразить на листе формата А4?
• Сложите лист формата А4 пополам. Во сколько раз теперь необходимо уменьшить реальные размеры парты?
Чтобы изобразить на бумаге определенную территорию, ее размеры необходимо уменьшить. Для этого используют масштаб. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены реальные размеры.
На этом рисунке размер территории в 500 раз меньше, чем в реальности. Его масштаб 1 к 500 см. Это записывают так 1:500.То есть 1 см на рисунке равен 500 см реального расстояния на местности.
Масштаб 1:500
. Изображение земной поверхности
(b) Масштаб этого рисунка 1:10 000. Словами это можно объяснить так: расстояния при изображении уменьшили в 10 000 раз. То есть 1см на рисунке соответствует 10 000 см реального расстояния на местности.
Масштаб 1:100 000
Если известен масштаб, можно определить расстояние между пунктами.
Для того чтобы определить реальное расстояние между пунктами Л и В:
1. При помощи линейки измеряем расстояния между пунктами А и В.
2. Складываем расстояние 3 см (от пункта А до моста на реке) и 6 см (от моста на реке до пункта В):
(3 + 6 = 9 см).
3. Масштаб 1:10 000. То есть в 1 см 100 метров. Реальное расстояние вычисляем так:
9 х 100 = 900 метров.
Масштаб 1:10 000
Задание 1. Масштаб рисунка 1:200 000. Длина пути на рисунке 16 см. Определите реальную длину пути.
Задание 2. Расстояние между пунктами А и В на местности составляет 27 км. Сколько см составит это расстояние на рисунке, масштаб которого 1:900000?
Задание 3. Длина железной дороги, пересекающей территорию, составляет 450 метров. Длина этой дороги на рисунке составляет 9 см. Определите масштаб рисунка.
Задание 4. По политической карте определите расстояние между Баку и Лондоном по прямой. Сколько часов потребуется на перелет, если скорость самолета 800 км в час?Составьте план класса
Необходимые материалы: компас, рулетка, карандаш, линейка, планшет, ластик.
1. Подготовьте планшет. Для этого возьми- — т , те плотный лист бумаги или фанеру раз- ‘ , мером 40×40см. Прикрепите на него лист меньшего размера, например, формата А 4.
2. В верхнем правом углу планшета начертите стрелку «север-юг».
3. Определите, какие объекты вы будете обозначать на плане (стены, доску, шкаф, учительский стол, парты).
4. Определите масштаб. Для этого проведите расчеты, которые покажут вам во сколько раз необходимо уменьшить размеры объектов, чтобы они поместились на листе бумаги. Выберите самый протяженный объект, который вы будете наносить на план (вероятно, это стена классной комнаты), измерьте его длину. Разделите эту цифру на ширину листа бумаги, на который наносите план. Например: длина стены — 8 метров (800 см). Длина листа бумаги — 20 см. 8 метров -это 800 см. 800:20=40. Значит, масштаб плана 1:40.
5. Подпишите масштаб внизу планшета.
6. Используя рулетку, проведите необходимые измерения и запишите данные в тетрадь:
Размеры Реальный размер В масштабе 1:40
1. Длина класса 8 метров 800 см : 40 = 20 см
2. Ширина класса
3. Длина доски
4. Ширина двери
5. Расстояние от ближайшей стены до двери
6. Ширина окна
7. Расстояние от ближайшей стены до окна
7. Выберите условные знаки для изображения предмета в классе.
8. При помощи компаса определите северную стену классной комнаты. Начертите ее в верхней части плана на севере.
9. Учитывая масштаб, начертите на плане остальные стены классной комнаты.
10. Используя условные знаки, изобразите объекты на плане.

ПРОЕКТ 1
План Макет
• На севере парка будет сооружено много качелей и каруселей.
• В центре разместится большой фонтан.
• На юге парка будет библиотека.
• Дорожки выложат плиткой.
• Будут посажены чинары, а под ними поставлены скамейки.
• В западной части парка расположат мини-зоопарк.
ПРОЕКТ 2
Макет.
• В западной части парка будут сооружены футбольная и волейбольная площадки, а рядом поставлены тренажеры.
• Вокруг парка высадят много деревьев.
• В парке будет кафе.
• У входа в парк поставят два больших мусорных ящика.
• В разных концах парка разместят фонтанчики с питьевой водой.
• На юге парка будет искусственное озеро для водоплавающих птиц.
• По озеру можно будет кататься на лодках.
• В северной части парка разместится пожарная часть или большой экран для показа детских фильмов.
. Изображение земной поверхности
Разделитесь на группы и обсудите проекты. Подготовьте презентации по следующим вопросам:
• Какой проект вам нравится больше? Почему?
• Что, по-вашему, не учли архитекторы в первом и втором проектах?
• Что бы вам самим хотелось добавить или убрать из будущего парка?
ч_у
Разработайте свой проект Детского парка развлечений.
1. Составьте описание парка:
а) Какие объекты вы бы выбрали из обоих проектов?
б) Что бы вы добавили в свой проект и в какой части парка разместили бы эти объекты?
2. Выберите условные знаки для объектов.
3. Учитывая размер территории, определите масштаб плана.
4. Учитывая стороны горизонта, разместите объекты на плане.
5. Проведите презентацию своего проекта.

1. Определите по плану, в каком направлении движется машина, если она:
1) направляется из пункта А в пункт В;
2) направляется из пункта В в пункт А.
2. Определите по плану, сколько времени потребуется человеку, идущему со скоростью 5 километров в час, чтобы дойти от библиотеки до бассейна.
3. Определите расстояние между пунктами А и В.
4. В какой части плана находятся зоопарк и бассейн.
5. Какое из изображений соответствует высказыванию:
«Тропинка протянулась по лугу с северо-запада на юго-восток. К северу от тропинки находится родник».
6. Начертите план вашей спальни или гостиной.
7. Составьте план территории, на которой вы живете.

Предложения интернет-магазинов