Физическая география материков и океанов. 6 класс. Соатов А., Абдулкасымов А.

Физическая география материков и океанов. 6 класс. Учебник для 6 класса школ общего среднего образования Утвержден Министерством народного образования Республики Узбекистан. § 1. Что изучается в курсе «Физическая география материков и океанов»? § 2. Географические карты и их типы. Атласы и глобусы. § 3. Границы, особенности географической оболочки. § 4 — 5. Этапы развития и общие закономерности географической оболочки. § 6. Литосфера и рельеф Земли.

Физическая география материков и океанов. 6 класс. Соатов А., Абдулкасымов А.

Описание учебника

В курсе «Физической географии материков и океанов» вы получите знания о географических картах, географической оболочке и законах ее развития, ее строении, особенностях и составных частях (литосфере, гидросфере, атмосфере), о природе каждого материка и океана. Географическая оболочка Земли является объектом изучения физической географии, поэтому вы должны внимательно изучить материал по этой теме. Только в этом случае вы легко усвоите знания о природе материков и океанов, взаимоотношениях общества и природной среды.
Земля — единственная из известных планет, на которой существует жизнь и человек. Ей присущ необычайно разнообразный облик. Если взглянуть на Землю из космоса, то, прежде всего, в глаза бросаются материки и океаны. Их природа сильно различается между собой.
Географические сведения о материках и океанах человечество собирало на протяжении длительного времени. Собирали эти знания, совершая многочисленные открытия, ученые разных времен и стран (Анаксимандр, Пифагор, Аристотель, Эрато-сфен, Птолемей, А. Гумбольдт, Н. И. Вавилов и др.), великие путешественники, бесстрашные мореплаватели (финикийцы, арабы, норманны, португальцы, испанцы и др.). Внесли достойный вклад в развитие мировой культуры и, в частности, географической мысли наши выдающиеся предки: аль-Хорезми (783 — 850), Ахмад Фергани (IX век), Абу Наср Фараби (873 — 950), Абу Райхан Беруни (973 — 1048), Абу Али ибн Сино (980 — 1037), Махмуд Кашгари (XI век), Мирзо Улугбек (1394 — 1449) и др. Один из крупнейших географов Узбекистана — Хамидулла Хаса-нов (1919 — 1985), который был известен как «узбекский Магеллан», подробно изучил научное наследие средневековых географов Средней Азии.
Чтобы овладеть прочными знаниями о материках и океанах, вам необходимо отнестись со всей серьезностью к изучению предлагаемого учебного материала, включая карты, различные чертежи и рисунки. Кроме того, вам предстоит овладеть навыками работы с атласом и контурными картами.
К каждой теме учебника прилагаются вопросы и задания, выполняя которые, вы сможете проверить, насколько хорошо усвоили данную тему.
В географии важным источником информации является карта. Неслучайно существует образное выражение «Карта — второй язык географии». Из атласа дгя 6 класса и настенных карт вы узнаете, где находится изучаемая территория, почерпнете сведения о ее природе и о том, как она используется человеком.
В эпоху научно-технического прогресса большое внимание уделяется оснащению общеобразовательных школ компьютерами и использованию их в учебном процессе. Благодаря этому появились возможности с помощью сети Интернет и различных геоинформационных систем получить самые последние сведения по тому или иному вопросу.
География — единственная наука, которая в единстве и целостности изучает сушу и воды нашей планеты, ее рельеф, климат, почвы, живую природу, население и хозяйственную деятельность человека.
Предлагаемый учебник познакомит вас с удивительным и необыкновенно разнообразным миром нашей замечательной планеты.§ 1. Что изучается в курсе «Физическая география материков и океанов»?
Жизнь человека тесно связана с природой. Все необходимое мы берем из природной среды посредством ведения хозяйства. Под влиянием хозяйственной деятельности человека в природе земной поверхности происходят разные изменения, порой в худшую сторону, загрязняется окружающая среда. Для того чтобы предотвратить ухудшение природной среды, необходимо понять суть современных изменений, происходящих в природе разных мест и во всей географической оболочке Земли. А для этого необходимо изучить природу нашей планеты, отдельных материков и океанов, особенности разных природных комплексов, происходящие в них естественные процессы и явления, вызванные деятельностью человека.
По содержанию учебник состоит из четырех разделов, а именно: предисловия и разделов, посвященных географической оболочке Земли, физической географии Мирового океана и природе материков и океанов.
В предисловии освещены цель и задачи курса, затронуты вопросы, связанные с важнейшими терминами, географическими картами, атласами и глобусами.
Во втором разделе рассматриваются свойства географической оболочки Земли, ее границы, законы развития, широтная и вертикальная зональность.
В третьем разделе учебника рассматривается природа Мирового океана и его воздействие на сушу. Кроме того, рассмотрено его место в мировом хозяйстве и жизни человечества.
В четвертом разделе учебника рассказывается о знаменитых путешественниках и мореплавателях, внесших огромный вклад в исследование материков, об их природных условиях, о народах, населяющих разные материки и острова и т.д.
Материки, океаны и их составные части. Географическая оболочка Земли — самый крупный природный комплекс. Она является объектом изучения физической географии (рис. 1), а ее составные части — материки и океаны — представляют собой крупные природные комплексы.
Издавна человечество делит Землю на водную среду и сушу. Водная среда планеты едина и называется Мировым океаном.
Материки — крупные участки суши, обладающие целостным строением земной коры. На Земле выделяются шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Изучение материков начинается с Африки. Это связано с тем, что Африка является своеобразным, неповторимым во многих отношениях материком. После Африки изучаются Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и, наконец, Евразия. Вместе с тем, суша подразделяется на 6 частей света: Африку, Австралию, Антарктиду, Америку, Европу и Азию. Часть света — историко-культурное понятие, возникшее на определенном этапе развития человечества.
Океаны. Части Мирового океана, расположенные между отдельными материками, называются океанами. Мировой океан делится на четыре части: Тихий (площадь 180 млн. км2), Атлантический (91 млн. км2), Индийский (76 млн. км2) и Северный Ледовитый (14 млн. км2) океаны. Ученые некоторых стран выделяют также еще один океан — Южный, омывающий берега Антарктиды. Более мелкими составными частями Мирового океана являются моря, заливы и проливы. 6
Граница соприкосновения поверхности океанов и морей с поверхностью суши называется береговой линией.
Термины, опорные понятия и названия
Материк, часть света, Мировой океан, океан, береговая линия, географическая оболочка.
Контрольные вопросы
1. Сколько материков, частей света и океанов выделяется на земном шаре?
2. Что изучает «Физическая география материков и океанов»?
Практические задания
1. Найдите на физической карте в атласе (с. 2—3) материки, части света и определите их береговую линию.
2. Подпишите на контурной карте материки и океаны, крупные полуострова и острова, моря, заливы и проливы.
§ 2. Географические карты и их типы. Атласы и глобусы
Географические карты — источник знаний. Работа с географическими картами различного содержания и масштаба входит в число обязательных навыков учащихся. Практически к каждой теме в учебнике прилагается определенная карта.
Классификация географических карт. Географические карты многочисленны и разнообразны. Географические карты предназначены, как для обучения, так и для сбора научной информации.
Географические карты делятся на разные типы, в зависимости от размеров изображаемой территории, масштаба, содержания и назначения.

Предложения интернет-магазинов