География. 10 класс. Гарибов Я., Алхасов О. и др.

Учебник по предмету География для 10-го класса общеобразовательных школ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ. Земля — небесное тело. Гипотезы о возникновении Вселенной и Солнечной системы Урок-дискуссия. Планетарный этап развития Земли. Магнетизм Земли. Влияние Солнца на Землю. Форма и размеры Земли. Вычисление углов падения солнечных лучей и разницы времени на земной поверхности.

География. 10 класс. Гарибов Я., Алхасов О. и др.

Описание учебника

География в системе наук о природе
Дополните схему примерами объектов и явлений, изучаемых географией совместно с другими науками.
— В чем значение тесной взаимосвязи географии с другими науками?
— Какими профессиями можно овладеть, изучая географию?
Природные явления и процессы изучаются не только географией, но и другими науками о природе. Исследование этих процессов разными отраслями наук способствует более подробному их изучению. В результате формируются тесные связи между науками о природе.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• Пример • Причинно-следственная последовательность факторов, влияющих на формирование муссонного климата и изучаемых различными отраслями науки.
Различия в теплоемкости
Возникновение разницы тепла между сушей и водой
Разница температуры воздуха над поверхностью суши и воды
Различия плотности воздуха
Различия атмосферного давления
Муссонные ветры
Какие стадии в этой последовательности изучаются физикой?
Выберите одно из данных географических явлений или объектов. На основании вышеприведенного примера составьте схему, которая отображает, какими науками они совместно изучаются.
Образование на Земле разницы во времени
Обсудите: — Взаимосвязь географии с какими науками отражают созданные вами схемы?
Составление плана местности
Формирование природных зон на Земле
Науки о природе имеют разный подход к изучению природных явлений и процессов. Каждая из них исследует конкретную особенность определенного природного объекта или явления. Главная особенность географии, отличающая её от этих наук, — изучение природных объектов и явлений в пределах определенного пространства. Например, биология изучает строение растений и животных, а география — их распределение на Земле, астрономия изучает Землю как небесное тело, а география — движение Земли в космическом пространстве и его последствия на формирование природных условий на Земле.ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Как и другие науки о природе, география тоже играет большую роль в жизни людей. При реализации любого проекта — ірадостроительства, сооружения водохранилищ, проведения тоннелей и т.д. — необходимы географические знания. В современный период для приобретения многих востребованных профессий необходимо владение географическими знаниями. Например, с географией в разной степени связаны метеорология, туризм, международные отношения, социология, политология, экология, бизнес, маркетинг и др.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Перечертите таблицу в тетрадь. Отметьте, какие специальности, связанные с географией, наиболее востребованы в Азербайджане. Заполните таблицу, записав в нее эти
Специальности
Значение для страны
Обсудите: — Какую из этих специальностей вы бы выбрали? Обоснуйте свое мнение.
В современный период ввиду расширения и углубления научных исследований интеграция (связь) между разными науками возрастает. Вместе с этими науками география играет важную роль в решении глобальных проблем.Преподаватель географии
Специалист по международным отношениям
3. Выявите логическую взаимосвязь географических наук с другими науками.
1. Метеорология 2. Биогеография 3. Картография 4. География промышленности 5. Политическая география
а. История Ь. Биология с. Физика d. Математика е. Экономика
ПОСЛЕ УРОКА
Используя схему отраслей географии и текст, подготовьте презентацию по теме: «Какие специальности можно получить, окончив факультет географии БГУ?»
Для проведения географических исследований применяют традиционные и современные методы. Эти методы используют для изучения, анализа и прогнозирования природных и социально-экономических процессов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Традиционные
Современные
Методы географических исследований
Долгие годы для накопления географических знаний широко применялись экспедиционный, сравнительный, картографический и др. методы.
— Какое географическое исследование изображено на схеме?
— Какая информация была получена в результате данного исследования?
Картографический метод во время исследования опирается на изучение и анализ карт разного содержания.
При помощи исторического метода изучаются и анализируются изменения, произошедшие с объектами и явлениями в течение определенного исторического периода.
Используя исторический метод исследования, изобразите последовательность стадий формирования каньона реки Колорадо (Большой Каньон) при помощи схемы. Обсудите:
— Какое значение имеет исторический метод в изучении географических объектов?
Сравнительный метод позволяет в результате анализа схожих и отличительных черт объектов и явлений получать новые научные результаты.
Математико-статистический метод исследует географические объекты и явления при помощи количественных показателей и математических вычислений. В результате планируются и реализуются проекты, связанные с изучаемыми объектами и явлениями.
Географическое моделирование — изготовление и изучение моделей реальных объектов и явлений. Географические модели строятся в графической и изобразительной форме, а также посредством слов и символов.

а. Создание наблюдательных пунктов
Ь. Изменение размещения хозяйства за определенный период
с. Составление карт при помощи космических снимков
d. Определение последствий влияния человека на природу

2. Спрогнозируйте в логической последовательности изменения, которые произойдут на территории в результате сооружения водохранилища.
3. Определите, какие методы исследования использовались при изучении данных объектов и явлений. Какой метод можно применить при изучении всех данных объектов и явлений?
a. Размещение населения по территории
b. Климат Европы
c. Возрастной и половой состав населения
d. Направления развития сельского хозяйства Азербайджана
ПОСЛЕ УРОКА
ПРОЕКТ
Используя разные методы, проведите исследование по одной из данных или самостоятельно выбранных тем. Представьте результаты в электронной форме, в форме доклада или реферата.
Темы:
1. «Юго-Западная Азия — главный очаг проблемы беженцев в мире»
2. «Кислотные дожди»
3. «Продовольственная проблема в мире».
План:
1. Определите суть проблемы и соберите информацию;
2. Определите регионы (страны), для которых характерна проблема;
3. Выявите причины проблемы;
4. Используйте разные формы представления собранного материала (карта, рисунок, диаграмма, график);
5. Предложите пути решения проблемы.
6. Отметьте, какие методы исследования вы использовали при исследовании проблемы.

ЗЕМЛЯ-НЕБЕСНОЕ ТЕЛО
Гипотезы о возникновении вселенной и солнечной системы, урок-дискуссия
В древние времена шумеры, майя, китайцы, славянские и скандинавские народы сочиняли мифы о сотворении Вселенной, Солнечной системы и Земли. Широко распространены и религиозные представления о зарождении Вселенной. В священных книгах — Коране, Библии, Торе написано, что Солнечная система и Земля созданы всевышней силой. Например, в Коране пишется, что небо (Вселенная) образовалось из огромной энергии в течение 6 дней и постепенно расширяется. — Какие гипотезы происхождения Вселенной, Земли и Солнечной системы вам известны?
Столетиями философы и ученые задумывались о развитии Вселенной. Об этом были выдвинуты различные научные гипотезы. Такие теории называют космогоническими. «Космогония» — наука, изучающая происхождение и развитие космических тел и систем. Од-ной из первых теорий о зарождении Солнечной системы  космогония была теория И.Канта и П.Лапласа (XVIII в.).
По утверждению И.Канта и П.Лапласа, планеты Солнечной системы возникли 4—5 миллиардов лет назад в результате распада раскаленного солнце-подобного тела (а).

Предложения интернет-магазинов