Человек и мир. 2 класс. Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Человек и мир. 2 класс. Учебное пособие для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Во втором классе вы продолжите знакомство с окружающим миром. Из учебного пособия узнаете много нового о природе и жизни человека. Рассматривайте иллюстрации и схемы. Отвечайте на вопросы и выполняйте задания, проводите опыты и наблюдения.

Человек и мир. 2 класс. Трафимова Г.В., Трафимов С.А.

Описание учебника

ПРИРОДА ВОКРУГ НАС
Подумайте, всё ли вокруг нас можно назвать природой. Почему?
Мир, в котором мы живём, разнообразен. Не всё в нём можно назвать природой. Мебель, обувь, автомобили, дома, мосты — предметы труда человека. Они созданы руками людей. Природа — это то, что нас окружает и не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные — всё это природа.
Вспомните, чем отличаются живая и неживая природа. Изучите схему и дополните её примерами.
ПРИРОДА
Живая природа
— дышит
— питается растёт
— размножается
Неживая природа
— не дышит не питается не растёт
— не размножается не умирает
Луну, звёзды, воздух относят к неживой природе. Песок, глина, камни, природный газ, нефть — тоже неживая природа. Растения, грибы, животных, человека относят к живой природе. Их называют живыми существами или организмами. Живые организмы тесно связаны между собой.
Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как связаны в природе растения и животные.
Живая и неживая природа тоже тесно связаны между собой. Все живые организмы дышат и питаются. Для этого им необходимы воздух и вода. Растения не могут расти без солнечного света. Без растений не могут выжить животные и люди. Всему живому нужны солнечный свет и тепло. Но и неживая природа связана с живой. Зелёные листья растений очищают воздух. Нефть и природный газ образовались из остатков растений и животных, живших миллионы лет назад.
Рассмотрите рисунки. Расскажите, как живая и неживая природа связаны между собой. Приведите свои примеры.
Человек является частью природы и без неё не может существовать. От природы он получает тепло, воздух и воду, которые необходимы для жизни. В природе человек добывает пищу, материалы для одежды, строительства. Природа радует его своей красотой и укрепляет здоровье. Например, прогулки и игры на свежем воздухе помогают закаливанию. Познание тайн природы делает жизнь людей интересней. Любовь к природе и забота о ней учат человека доброте.
Проверьте себя
1. Что относится к природе, а что — нет? Приведите примеры.
2. Чем живая природа отличается от неживой?
3. Докажите, что неживая и живая природа связаны между собой.
4. Почему человек не может существовать без природы?
— Вопросы юным знатокам-
1. Можно ли действующий вулкан отнести к живой природе? Почему?
2. В далёкие времена на планете Земля не было жизни. Была ли на ней природа?
ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА
Подумайте, где в природе встречается воздух.
Воздух — это часть неживой природы. Он окружает нас на улице и в помещениях. Если воздух спокоен, неподвижен, то почувствовать его присутствие трудно. Но когда воздух начинает двигаться, мы сразу ощущаем его прикосновение.
Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как
можно обнаружить воздух вокруг себя.
Воздух находится повсюду. Всё, что нам кажется пустым, на самом деле заполнено воздухом. Он проникает во все щели и трещины. Воздух есть в пещерах под землёй, в почве и в воде.
Рассмотрите рисунки и проведите опыты.
Что они позволили вам доказать?
Подумайте, мешает ли воздух видеть предметы в классе. Благодаря каким свойствам воздуха так происходит?
Воздух прозрачный и бесцветный. Это позволяет различать цвет и форму предметов даже вдали.
Проведите опыт. Встаньте в разных местах класса. Глубоко вдохните. Что вы почувствовали? Пахнет ли чем-нибудь воздух? Изменится ли запах в классе, если учитель распылит освежитель воздуха?
Чистый воздух не имеет запаха. Но в помещениях и на улице мы ощущаем разные запахи. Это потому, что с воздухом смешиваются частицы пахучих веществ.
Понаблюдайте за проведением опыта (опыт проводит учитель). Какое свойство воздуха помог определить опыт?
В стакане под стеклянной чашей вода дольше остаётся горячей. Это происходит потому, что воздух плохо проводит тепло. Его слой между стенками чаши и стакана не выпускает тепло наружу.
Теперь вы понимаете, зачем в окнах ставят двойные рамы. Понимаете, почему человеку теплее в шерстяной или меховой одежде. В ней между ворсинками много воздуха, который хорошо сохраняет тепло нашего тела.
Вспомните, что является главным источником света и тепла на Земле.
Верно, это Солнце. Когда оно светит, поверхность Земли нагревается. Это происходит потому, что лучи Солнца свободно проходят через воздух. Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.
О других свойствах воздуха вы узнаете в старших классах.
— Проверьте себя-
1. Как можно обнаружить воздух? Назовите его свойства.
2. Какие свойства воздуха позволяют вам: а) видеть летящий в небе самолёт; б) загорать летом?
3. Почему воздух в столовой, аптеке, парикмахерской имеет разный запах?
— Вопросы юным знатокам-
1. Почему зимой под снегом, в котором много воздуха, растениям не холодно?
2. Почему в мороз воробей сидит, распушив перья?
ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ВОЗДУХА
Подумайте, почему воздух иногда называют покрывалом, оберегающим Землю.
Толстый слой воздуха окружает нашу планету. Он сохраняет на Земле тепло, полученное от Солнца. Днём воздух защищает планету от перегрева, а ночью — от переохлаждения. Воздух необходим всему живому на Земле. Птицам и насекомым он нужен для полётов. По воздуху распространяются плоды и семена некоторых растений.
Рассмотрите иллюстрации. Составьте рассказ о значении воздуха в жизни человека. Дополните его своими примерами.
Самое важное — без воздуха не было бы жизни на Земле. Он нужен животным и людям для дыхания. Растения тоже дышат. Они погибают, если воздух не поступает к их корням и листьям.
Рассмотрите листок комнатного растения бальзамин. Найдите отверстия, через которые он дышит. Что произойдёт, если два листа с нижней стороны намазать толстым слоем вазелина? А если с верхней стороны?
Отверстие (устьице)
Верхняя сторона
Нижняя сторона
Проведите опыт и проверьте своё предположение.
Воздух состоит из различных невидимых газов. Живые организмы при дыхании берут из воздуха кислород, а выдыхают особый газ. Учёные назвали его углекислым газом. Для дыхания он не годится. Живым организмам для дыхания необходим чистый воздух, насыщенный кислородом.
Выхлопные газы автомобилей увеличивают в воздухе количество углекислого газа. Дым фабрик и заводов, пожары загрязняют воздух вредными веществами, сажей, пылью. Такой воздух вреден для природы и здоровья людей.
Подумайте, как сохранить воздух чистым.
Проверьте себя
1. Какое значение имеет воздух в природе и жизни человека?
2. Отчего загрязняется воздух?
3. Как люди заботятся о чистоте воздуха?
— Вопросы юным знатокам-
1. Где воздух чище: в крупных городах или маленьких посёлках? Почему?
2. Почему нужно высаживать и беречь зелёные растения?
ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА
Подумайте, почему говорят: «Вода — краса природы». Где в природе вам приходилось любоваться водой?
Вода — часть неживой природы. Она течёт по земле ручейками и реками. Вода наполняет океаны, моря, озёра, болота. Облака и капли дождя — это тоже вода.

Предложения интернет-магазинов