Естествознание, Базовый уровень, учебник для 11 класса, Мансуров А.Н., Мансуров Н.А.

Естествознание, Базовый уровень, учебник для 11 класса. Рассматриваются природные процессы, включая жизнь, и современные естественнонаучные представления об окружающем мире. Большое внимание уделяется обсуждению гипотез о происхождении жизни и человека на Земле, охране окружающей среды и укреплению здоровья человека. Каждый параграф сопровождается аннотацией, вопросами и заданиями, способствующими более глубокому усвоению учебного материала и проверке уровня его освоения в процессе обучения. Параграфы, обозначенные звездочкой, предназначены для учащихся, проявивших повышенный интерес к изучаемой теме.

Естествознание, Базовый уровень, учебник для 11 класса, Мансуров А.Н., Мансуров Н.А.

Описание учебника

В учебнике «Естествознание» для учащихся 11-х классом мм продолжим изучение ОСНОВНЫХ фрагментов современной картины мира. Если в 10-м классе основное внимание было уделено возможностям человека в познании окружающего мира, методам познания, научному методу исследования, объектам окружающего мира и различным видам их взаимодействия, то в 11-м классе изучаются природные процессы, включая жизнь, и современные естественнонаучные представления об окружающем мире.
В соответствии с программой изучаются происхождение и эволюция Вселенной, Солнечной системы и Земли. Обсуждаются особенности природных процессов и явлений, происходящих на Земле и за ее пределами. Жизнь рассматривается как природное явление. Обсуждаются различные гипотезы происхождения жизни и человека. В центре внимания находятся процессы эволюции, развития и взаимодействия природных объектов.
В заключительной главе учебника подводится итог основных достижений науки в исследовании природных явлений и формировании естественнонаучной картины мира. Подчеркивается необходимость внимательного, сознательного отношения к себе, другим людям и окружающей среде для достижения гармоничного развития и сохранения уникального космического явления жизни на Земле.
Каждый параграф учебника сопровождается контрольным и вопросами и заданиями, способствующими более глубокому усвоению учебного материала и проверке уровня его освоения в процессе обучения. Параграфы, обозначенные звездочкой, предназначь мы для учащихся, проявивших повышенный интерес к изучаемой теме. Кроме изучения теории предполагается выполнение лабораторных и практических работ, знакомство с демонстрациями
Предисловие
реальных природных объектов, явлений и процессов, а также рассматривается применение достижений естественных наук в технике, медицине и жизни общества.
Последнее особенно важно для гуманитарных наук, которые пополнились за последние годы целым арсеналом современных методов исследования, использующих информационные технологии и другие достижения естественных наук.
Глава 1
Происхождение Вселенной
О чем пойдет речь
О строении галактик, о происхождении и расширении вселенной.
Обсудим затронутые проблемы
Колыбелью человечества служит Земля — небольшая шише та, обращающаяся вокруг Солнца.
Астрономические наблюдения позволили установить, что кроме Земли в Солнечную систему входят еще семь планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Солнце вместе с планетами является частью огромной по земным масштабам системы астрономических объектов, образующих галактику Млечный Путь (см. § 37 в «Естествознании-10») (см. цветной блок: рис. Ц1).
Центром нашей Галактики служит массивное тело (предположительно черная дыра), в гравитационном поле которого находятся около 100 млрд звезд, обращающихся вокруг центра Галактики по круговым орбитам в плоскости диска Галактики (см. цветной блок: рис. Ц2). Кроме звезд в диске Галактики существуют еще около 100 млрд звезд, которые обращаются по сильно вы тянутым орбитам вокруг центра Галактики в различных плоскостях, образуя сферическую подсистему Галактики.
Диаметр этой почти сферической области совпадает с диаметром диска и составляет примерно 100 000 световых лет. Световой год — это расстояние, которое свет проходит за год. Один снеговой год равен 9,46 • 1015 м. Движение звезд в Галактике определяется не только взаимодействием с черной дырой, но и с веществом, распределенным вокруг диска, и сферической подсистемой Галактики.
Вселенная является самым крупным природным объектом, который исследуется с помощью научного метода. Радиус наблюдаемой Вселенной составляет 1026 м. Наука о Вселенной, ее строении, происхождении и развитии называется космологией.Эволюция Вселенной
О чем пойдет речь
Об эволюции Вселенной от момента рождения до наших дней. О возможном сценарии развития Вселенной в будущем.
Обсудим затронутые проблемы
В первые моменты времени своего существования, порядка 10~44 с от момента взрыва, Вселенная представляла собой очень необычный объект.
Это было физическое поле с температурой примерно 1032 К, плотностью 1097 кг/м3 и размером порядка нескольких микрометров.
Разделение единого взаимодействия на отдельные виды фундаментальных взаимодействий произошло к моменту 10 10 с от времени взрыва в результате охлаждения Вселенной из-за ее риг ширения. В это же время фундаментальные частицы — кварки, лептоны и векторные бозоны приобрели массу.
К моменту 10″6 с Вселенная охладилась до температуры Т = 1013 К, при которой возможно образование адронов из кварков. После появления адронов на протяжении 10″10-10 4 с происходили процессы рождения и аннигиляции адронов и антиадронов. Вселенная переживала так называемую адронную эру.
При дальнейшем охлаждении Вселенной энергия квантов получения была уже недостаточна для рождения пар адрон — ант и адрон, но достаточна для рождения пар лептон — антилептон. Начиная с этого момента наступила лептонная эра в развитии Вселенной, которая закончилась примерно через 10 с. К этому моменту температура Вселенной упала до 1010 К, при которой рождение пар самых легких лептонов, электронов и позитронов стало невозможным.Эволюция звезд
О чем пойдет речь
О рождении и видах звезд и процессе их эволюции со временем.
Обсудим затронутые проблемы
Звезды образуются из-за гравитационного сжатия вещества в газовом облаке. Эти облака состоят из молекул водорода pi гелия (в небольшом количестве), образовавшихся во время дозвездного нуклеосинтеза (см. цветной блок: рис. Ц5). В отдельных частях облака образуются области с повышенной плотностью, которые
Эволюция звезд
постепенно увеличиваются мод действием взаимного притяжения частиц газа. Размер области первичной неоднородности, так называемой компактной зоны, составляет несколько световых месяцев, ее температура достигает 10 К, а плотность — Ю10 молекул водорода на 1 м3.
Образование звезды начинается со свободного падения молекул водорода к центру компактной зоны. При этом скорость частиц возрастает, растет температура и плотность вещества. На этом этапе образуется так называемая протозвезда. Процесс образования протозвезды длится около миллиона лет. Когда тем мера тура в недрах протозвезды повышается до 10′ К, а плотность достигает 10″ кг/м3, начинается ядерная реакция синтеза гелия на водорода.

Природные процессы
Что необходимо понять и усвоить
• Эволюция звезды зависит от ее массы.
• Процессы, происходящие внутри звезд, определяются фундаментальными взаимодействиями.
Что нужно научиться делать
• Называть основные этапы эволюции звезд. Контрольные вопросы
1. Из чего формируется протозвезда?
2. При каких условиях начинается горение водорода?
3. Чем обеспечивается устойчивость горения звезд?
4. Почему эволюция звезд с разными массами протекает по-разному?
5. Почему ядерный синтез в ядрах массивных звезд ограничивается нуклидами железа?
6. При каких условиях образуются белые карлики?
7. Что такое пульсар?
8. При каких условиях образуются черные дыры?
9. Что такое сверхновая звезда?
Задания
1. Назовите основные этапы эволюции звезд.
2. Представьте себе Вселенную без звезд.

Предложения интернет-магазинов