Естествознание, Методические указания, Попова Е.В.

Естествознание, Методические указания к курсу «Естествознание» составлены в соответствии с учебной программой и предназначены для студентов 1 и 2 курсов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» В них представлены содержание изучаемого курса, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы к экзаменам и зачету.

Естествознание, Методические указания, Попова Е.В.

Описание учебника

Содержание
1. Требования ГОС ВПО по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования
2. Цели и задачи изучения дисциплины
3.Содержание дисциплины
4. Планы практических
5. Задания для самостоятельной работы
6. Библиографический список
7. Вопросы к экзаменам и зачету
8. Тестовые задания
9. Дополнительные методические материалы
Естествознание изучается студентами 1 и 2 курсов заочной формы обучения в 0 — 3 семестрах, изучение курса заканчивается экзаменом. В 0 и 1 семестрах студенты изучают раздел естествознания «Ботаника», во 2 семестре -раздел «Землеведение и краеведение», в 3 семестре — раздел «Зоология».
1. Требования ГОС ВПО по специальности (направлению) 050708 «Педагогика и методика начального образования» к содержанию дисциплины:
Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография.
Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли. Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли. Магнитосфера Земли. Гравитационное поле. Геологическая история Земли. Минералы. Горные породы, полезные ископаемые. Полезные ископаемые своего региона. Глубинное строение Земли. Рельеф. Тектонические процессы. Литосфера. Атмосфера. Температурный режим. Климат. Погода. Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы своего региона. Природные зоны Земли.
Ботаника как раздел биологии. Клетка и ткани. Органы растений. Размножение и воспроизведение. Основные процессы жизнедеятельности растений. Систематика. Царство Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения. Низшие растения. Высшие растения. Характеристика основных отделов споровых и семенных растений. Развитие растительного мира на Земле. Экология растений. Охрана и рациональное использование растений.
Зоология как раздел биологии. Основные принципы зоологической систематики. Характеристика основных типов животных. Сакромастигофоры. Инфузории. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Хордовые (первичноводные — хрящевые рыбы, костные рыбы, амфибии; первичноназемные — рептилии, птицы, млекопитающие). Экология животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование. Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных. Эволюционное развитие животных. Охрана и рациональное использование животных.
2. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цели дисциплины: подготовить студентов факультета к будущей практической работе — преподаванию предметов естественнонаучного цикла образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе. Формирование у студентов научного мировоззрения, выработки научного стиля мышления.
Задачи дисциплины: формировать теоретические знания и практические навыки по ботанике, зоологии и землеведению, природных явлений в соответствии с современными требованиями целостной научной картины мира. Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
— о строении и жизни растений и животных, об эволюции растительного и животного мира, о связи растительного организма с окружающей средой, об общих закономерностях сложения растительных сообществ, о расселении растений по земной поверхности, об использовании растительных ресурсов и их охране;
— основные систематические группы растений и животных;
— особенности строения и жизнедеятельности представителей основных систематических групп растений, животных и их экологию;
о разнообразии растений и животных, о жизни животных и окружающей их среде, о значении растений и животных в природе и жизни человека; о необходимости ведения природоохранной работы.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
— работать с наглядными пособиями;
— определять основные систематические категории растений;
— определять видовую принадлежность отдельных животных;
— составлять списки растений и животных, обитающих в данной местности;
— проводить простейшие опыты с растениями и животными объектами для выяснения функции их структур, органов;
— исследовать, изучать и описывать растения и живые объекты; проводить сравнительную характеристику растений и живых
объектов;
— определять приспособленность растений и животных к среде обитания;
— изучать растительный и животный мир края; работать с различными источниками информации.
3. Содержание дисциплины
Ботаника как раздел биологии. Предмет и задачи ботаники. История становления и развития ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Клетка и ткани. Органы растения, их строение и функции. Клеточное строение растений. Ткани и их виды. Органы растения, их строение и функции: семя и проросток; корень; побег, стебель, лист; цветок, соцветие; плод.
Размножение и воспроизведение растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Рост и движения растений. Влияние внешних условий на рост растений. Периодичность роста. Холодостойкость, зимостойкость и морозостойкость. Индивидуальное развитие растений. Систематика растений. Низшие и высшие растения. Предмет и задача систематики. Понятие о виде, родах, семействах, порядках, классах, отделов, типов. Низшие растения: Царство Дробянки; Отдел бактерии; Отдел водоросли; Царство Грибы; Отдел Лишайники. Царство Растения. Высшие растения: Отдел мохообразные; Отдел папоротникообразные; Семенные растения (голосеменные, покрытосеменные); Характеристика основных отделов споровых и семенных растений.
Развитие растительного мира на Земле. Экологические факторы и их группы: Климатические (воздух, свет, тепло, вода); Эдафические (почвенно -грунтовые); Орографические (рельеф); Биотические; Исторические; Антропогенные. Экология растений. Охрана и рациональное использование растений. Понятие о растительных сообществах. Охрана и рациональное использование растений.
Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Топографические карты. Съемочные работы: наземные, с воздуха, из космоса. Измерение наземной поверхности по аэроснимкам. Классификация, содержание и точность топографических карт. Методика изготовления топографических карт, обновления и получения по ним различной информации о местности. Определение положения, формы и размеров снимаемых природных и социально-экономических объектов. Топографические условные знаки
Картография. История картографической науки и производства. Географические карты. Методы их создания и использования. Картографическое источниковедение. План. Масштабы. Карты земной поверхности, небесных тел и звёздного неба, глобусы, рельефные карты и другие пространственные модели в картографических знаках. Теория и технология проектирования и изготовления карт. Теория и методы использования карт. Классификация карт. Условные знаки. Способы изображения рельефа на карте. Глобус.
Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Солнце. Планеты. Расстояния и размеры. Кометы. Метеориты. Космонавтика в Солнечной системе. Гипотезы о происхождении Земли. Как возникла Земля. Доказательство шарообразности Земли. Вращение Земли вокруг оси. Земная ось. Полюса. Экватор. Меридианы, параллели. Обращение Земли вокруг Солнца. Солнечные сутки. Местное время. Часовые пояса. Линия перемены дат. Положение Земли в дни летнего и зимнего солнцестояния. Календарь. Значение астрономического положения Земли для ее природы. Форма и размер Земли. Измерение величины Земли Эратосферы. Экваториальный радиус. Магнитосфера Земли. Гравитационное поле.
Геологическая история Земли. Космическое формирование нашей планеты. Магнитные свойства Земли. Планетарный рельеф Земли. Процессы, формирующие основные формы рельефа Земли.
Химический состав земной коры. Минералы. Кристаллические и аморфные. Физические свойства минералов. Самородные элементы. Горные породы, полезные ископаемые. Происхождение и классификация горных пород. Осадочные горные породы. Метаформические породы. Полезные ископаемые своего региона.
Глубинное строение Земли. Рельеф. Особенности классификации рельефа. Значение рельефа. Тектонические процессы.
Литосфера. Атмосфера. Развитие, состав и строение атмосферы. Солнечная радиация. Температурный режим. Суточный и годовой ходы температуры. Атмосферное давление. Вода в атмосфере. Ветер. Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Погода. Климат. Гидросфера суши и океана. Большой круговорот воды на Земле. Состав мирового океана. Рельеф дна мирового океана. Физико-химические свойства океанической воды. Температурный режим океанических вод. Движение воды в мировом океане. Значение мирового океана в жизни людей. Воды на суше. Подземные воды. Водные ресурсы своего региона. Природные зоны Земли.

Предложения интернет-магазинов