Естествознание, Неживые тела, Организмы, 5 класс, Никишов А.И.

Естествознание, Неживые тела, Организмы, 5 класс. Учебник по естествознанию расширит и углубит знания, которые вы получили из курса природоведения об окружающей среде — небесных телах, воздухе, воде, почве, живых организмах и человеке как части этой среды. Эти знания помогут вам в дальнейшем — при более глубоком изучении различных наук о природе, ее сохранении для себя и для будущих поколений людей. В учебнике изучаемый материал распределен по главам, а в них — по параграфам.

Естествознание, Неживые тела, Организмы, 5 класс, Никишов А.И.

Описание учебника

Учебник включает материал, необходимый для понимания процессов, происходящих в живой и неживой природе. Он расширяет и углубляет знания о телах и веществах, полученные при изучении природоведения в начальных классах, и обогащает новыми знаниями о составе тел и веществ и их свойствах. В учебник включены вопросы, задания, цветные иллюстрации, способствующие лучшему усвоению изучаемого материала.
Читая текст учебника, обращайте внимание на рисунки и подписи к ним. Они помогут вам лучше понять изучаемый материал.
Во многих параграфах описаны опыты по изучению неживых и живых тел природы, которые вы можете выполнить на уроках или дома по заданию учителя. В конце глав предлагаются природоведческие задачи на размышление.
Текст, выделенный в параграфах треугольниками — К.., предназначен для учащихся, особо интересующихся естествознанием.1. Науки о неживых телах и организмах
Как вам уже известно из природоведения, все тела, находящиеся в окружающем мире и существующие независимо от человека, а также сам человек относятся к составным частям природы. Солнце, Земля, Луна, вода, воздух, песок, глина, торф, нефть — это неживые тела природы. Растения, животные, грибы, бактерии — это живые тела, или организмы (рис. 1).
Рис. 1. Живые организмы
Введение
Неживые тела природы и организмы тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Например, неживое тело воздух живые тела, организмы, используют при дыхании. При этом в воздухе уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. Растения используют воздух не только в процессе дыхания, но и в процессе образования необходимых им питательных веществ. При этом они поглощают из воздуха много углекислого газа и обогащают его кислородом.
Человек, как живое существо природы, тоже не может жить без воздуха, воды и пищи. Кроме того, ему необходимы одежда, жилища, топливо и многое другое. При использовании различных тел природы человек вносит в нее заметные изменения.
Начиная с глубокой древности у человека появилась потребность в знаниях о телах природы и происходящих с ними изменениях. Прежде всего нужно было знать, какие растения и животные могли служить ему пищей, какие из них опасны для его здоровья, как легче добыть тех или иных животных на охоте, что можно использовать для постройки жилища или изготовления одежды, как можно ориентироваться в природе по звездам и Солнцу, как влияет Солнце или Луна на неживые и живые тела Земли и т. п. Получение ответов на эти вопросы вызывало появление новых и более сложных вопросов.
Многолетние наблюдения убеждали людей в том, что природные явления связаны между собой и многие из них ежегодно повторяются, следуя друг за другом. На основе наблюдений люди учились предвидеть различные изменения в природе, пытались объяснить их причины. Получаемые знания об окружающем мире передавались из поколения в поколение, а их накопление привело к зарождению естествознания (от «естество» — природа) — совокупности наук о природе.
Естественные науки изучают наиболее общие свойства тел природы и их проявлений (физика), вещества и их превращения (химия), многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность, происхождение, связи друг с другом и с неживой природой (биология), небесные (космические) тела (астрономия) и многое другое. В течение длительного времени своего существования каждая из естественных наук стала состоять из совокупности (комплекса) наук, каждая из которых посвящена изучению имеющихся у нее невыясненных вопросов. Например, наука биология включает в себя ботанику — науку о растениях, зоологию — науку о животных, анатомию человека — науку о строении тела человека и ряд других.
В настоящее время каждый человек должен иметь знания о природе, которые позволяют разумно (рационально) использовать ее богатства и не наносить ей при этом непоправимого вреда.
При изучении естествознания в 5 классе вначале на основе знаний, полученных из природоведения, мы познакомимся с телами неживой природы, их составом и свойствами, узнаем, какие вещества называют минеральными, а какие — органическими, что такое раствор и чем он отличается от смеси веществ и многое другое. Эти знания помогут хорошо усвоить материал о живых телах, или организмах, об их строении и жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие).
В дальнейшем знания о неживых телах и организмах будут вам необходимы при изучении биологии и других наук о природе (физики, химии, географии, астрономии, экологии).
1. Какие науки входят в состав естествознания?
2. Когда и в связи с чем стали появляться естественные науки?
3. Что изучают естественные науки?
4. Почему для изучения живой природы необходимы знания о
неживой природе?
5. Почему знания о природе должен иметь каждый человек?
2. Методы изучения неживой и живой природы
Окружающие нас неживые и живые тела и связанные с ними явления изучают разными способами, или методами (греч. «методос» — путь, способ познания). Основные из них — наблюдение и эксперимент, или опыт.
Наблюдением называют способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Путем наблюдений человек определяет форму предмета, окраску, твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, степень нагретости и т.п.
Пользуясь методом наблюдения, люди изучают природу с глубокой древности. Люди наблюдали, например, что Солнце восходит на востоке, а заходит на западе; к осени день убывает, а к весне становится длиннее; весной на деревьях и кустарниках набухают почки, а затем появляются листья и цветки; к осени листья на многих деревьях желтеют, краснеют, а затем опадают; после молнии бывают раскаты грома; во время грозы от молний возникают лесные пожары.
Прежде чем что-то наблюдать, человек ставил перед собой определенную цель, например выяснить, как изменяется длина дня в течение года, как изменяется температура воздуха в течение суток, какие изменения в природе происходят перед дождем, что происходит в природе перед заморозками, в какое время зацветают весной те или иные растения, в какие сроки возвращаются к местам гнездования перелетные птицы.
Знания, приобретенные путем наблюдений природных явлений, люди передавали из поколения в поколение. Они помогали устанавливать сроки посева семян растений (зацвела осина — можно сеять свеклу и репу, появились цветки на сирени или ка-рагане, часто называемой желтой акацией, — пора сеять огурцы), предвидеть приближение дождя или бури и многое другое.

Предложения интернет-магазинов