Естествознание, Сазанова Т.В.

Естествознание. В теоретической части рассматриваются сведения по астрономии, географии, основам биологии и экологии, истории развития общества и культуры, значимым научным достижениям, взаимоотношениям факторов среды и компонентов природы. Материалы изложены таким образом, чтобы обеспечить хорошую базовую подготовку будущих педагогов для преподавания в 1-4 классах предметов «Окружающий мир», «Мир вокруг нас», «Естествознание», «Природоведение», «Природа и люди», «Мир и человек», «Зеленый дом» (в зависимости от программы).

Естествознание, Сазанова Т.В.

Описание учебника

Основная цель содержания предмета «Естествознание» состоит в формировании у студента целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, осознания сложного взаимодействия всех компонентов природы, ее исторического развития, представления о роли человека в системе «человек -природа — общество». Студент должен понимать единство комплексной естественнонаучной картины мира.
Важнейшей образовательной задачей дисциплины являются: формирование у студентов фундаментальных знаний, обеспечивающих возможность высококвалифицированного преподавания в начальной школе (1-4 кл.) естественнонаучных знаний, в рамках таких предметов как «Естествознание», «Природоведение», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас» и др., с учетом различных образовательных программам в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для начальной школы. С учетом индивидуально-личностных, эмоциональных, психофизиологических возможностей ребенка.
Студенты должны иметь обширную базу интегрированных знаний с целью решения будущих учебно-педагогических задач; должны уметь создать психолого-педагогические условия для личностного развития учеников в эмоционально-познавательной сфере, в сфере саморегуляции и коммуникации с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам начальной школы. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Специфика предметов «Естествознание», «Окружающий мир» и др. состоит в том, что они, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяют в равной мере природоведческие, обществоведческие исторические знания, что дает обучающимся необходимый материал для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В основе построения учебного пособия по дисциплине «Естествознание» заложены следующие принципы: интеграции -соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественно-культурных ценностей; научно-культурологический принцип — обеспечение широкого уровня эрудиции, овладение фундаментальными понятиями естествознания; принцип экологизации — формируются знания, необходимые для решения задачи развития экологического образования младших школьников; поступательности -последовательность подачи материала; возможность саморазвития и самообразования; краеведческий — формирование знаний о природе родного края, России, исторических, культурных и научных достижениях; педоцентрический — определяет отбор наиболее актуальных знаний, необходимых не только для будущего педагога, но и повышающих уровень индивидуально-личностного развития, а также способствующих повышению качества и успешности обучения по другим дисциплинам, формирующих грамотного человека.
Студентам необходимо постоянно развивать умение работать с картами, атласами, моделями, полевыми практикумами, справочными и энциклопедическими материалами, электронными ресурсами, в числе которых представлены сайты педагогических изданий, заслуженных и опытных учителей, победителей конкурсных программ, методических объединений, где происходит обмен опытом и представлено много разработок. Это позволит соотнести теоретические знания с их практическим применением и будет способствовать лучшему пониманию материала.
Цели и задачи главы:
Сформировать целостное представление об окружающем мире, его масштабах, строении, иерархичности, закономерности и системности. Показать взаимосвязь природы, человека, цивилизации, культуры и науки. Подчеркнуть необходимость интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Раскрыть динамично развивающуюся область научных знаний, в которой лежат перспективы будущего развития человеческой цивилизации. Ознакомить с достижениями современной науки в области изучения и освоения космического пространства.
Рекомендации по самостоятельному изучению главы:
Изучая лекционные материалы, постарайтесь представить себе описываемые явления, тела, законы. Рекомендуется просмотреть в интернете серию научно-популярных фильмов «Вселенная Стивена Хокинга», одного из наиболее влиятельных и известных широкой общественности физиков-теоретиков и космологов нашего времени. Рассмотрите карты звездного неба и определите на вашем небосклоне основные небесные тела, наиболее яркие звезды, возможно планеты, их положение и характеристики, Млечный путь. Попробуйте самостоятельно провести наблюдения за перемещением звездного неба, определить очертания созвездий, проведите ориентирование в пространстве. Рекомендуется рассмотреть на фото и видео через электронные ресурсы небесные объекты и факторы их воздействия на Землю (метеоритный дождь, кратеры), наиболее яркие примеры скопируйте в свою методическую копилку. Прочтите литературу о мифологии звездного неба, откуда
появились созвездия, почему их так назвали, как они сезонно изменяют свое положение, как по ним ориентироваться. Обязательно выучите основные единицы измерения в макропространстве, придумайте несколько практических задач на математические вычисления расстояний. Разработайте кроссворд «Вселенная и Солнечная система», это лучший способ запомнить ее строение. Прочтите дополнительную литературу о трудах ученых открывших миру правильные знания. Это поможет вам расширить кругозор и закрепить материал.
1.1. Исторические модели Вселенной
Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. В XX веке астрономия разделилась на две главные ветви: теоретическую и наблюдательную. 2009 год был объявлен ООН Международным годом астрономии (IYA2009), где основной упор сделан на повышение общественной заинтересованности астрономией и ее понимания. Это одна из немногих наук, где непрофессионалы все еще могут играть активную роль, любительская астрономия привнесла большой вклад в ряд важных астрономических открытий. А изучение астрономических моделей играет существенное значение при формировании пространственно-временных структур в сознании человека, развивает внимание, память, логику, любознательность, математическую и физическую грамотность, способствует изучению механики, математики, формированию мировоззренческих понятий, способствует пониманию естественнонаучных концепций и законов.
Космогония (греч. kosmogonia, от kosmos — мир, Вселенная и gone, goneia — рождение) — изучает происхождение и развитие космических тел и их систем. Космология изучает структуру и изменения в современной Вселенной.

В русском языке слово «Вселенная» заимствовано из старославянского «в^єлена», что скопировано с древнегреческого слова «ойкумена» (опкои^п), от глагола опкєш «населяю, обитаю» и обозначало лишь обитаемую часть мира. Поэтому русское слово «Вселенная» было родственно существительному «вселение» и лишь созвучно определительному местоимению «все».

Диаметр нашей Галактики около 100000 св. лет, но толщина в 100 раз меньше. От центра Млечного Пути до центра Солнечной системы около 33000 св. лет, 15 млн. км, а расстояние от общей плоскости Галактики около 50 св. лет. Солнце совершает оборот вокруг центра Галактики за 226 млн. лет.
Спутники Млечного Пути — местная группа галактик: Туманность Андромеды — одна из самых массивных среди известных галактик с массой в 400 млрд. масс Солнца и самый далекий объект, видимый невооруженным глазом: сегодня мы видим свет, который покидал эту Туманность Андромеды, когда на Земле только начиналась последняя ледниковая эпоха. Колесо со спицами — третья по размерам в нашем скоплении; Большое и Малое Магеллановы Облака, и более 30 карликовых галактик -1 млрд. солнечных масс. А до ближайшей галактики 80000 св. лет.

Предложения интернет-магазинов