Основы современного естествознания, Часть 3, Исаков А.Я.

Основы современного естествознания, Часть 3, Учебно-методическое пособие содержит систему опорных материалов, которые помогут эффективно и грамотно спланировать и построить учебную и внеучебную работу с младшими школьниками.
Данное пособие составлено в соответствии со стандартом ГОС ВПО и программой по «Теоретическим основам и технологиям обучения естествознанию».

Основы современного естествознания, Часть 3, Исаков А.Я.

Описание учебника

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией.
Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создают образовательную среду, стимулирующую активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и прочее. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Рекомендации к подготовке урока (учебного занятия, мероприятия)
1. Формулирование темы урока
— Используйте для этого содержание учебной программы и тематический план.
— Определите место темы в учебном курсе (как она связана с предыдущей и последующими темами; изучались ли вопросы данной темы в предыдущих классах).
2. Определение цели урока (постановка триединой дидактической цели)
Четко сформулируйте для себя и для учащихся целевую установку урока (зачем он вообще нужен?). Обозначьте образовательные, развивающие и воспитательные функции урока.
3. Уточнение типа урока
Тип урока определите согласно его дидактической цели.
4. Уточнение вида урока
Вид урока, через который наиболее эффективно можно реализовать цель урока.
5. Определение этапов урока
Согласно типу и виду урока сформулируйте задачи каждого этапа, для чего он предназначен.
6. Выбор методов, приемов, средств
и организационных форм обучения
Подберите для каждого этапа наиболее эффективные и оптимальные для достижения поставленных целей методы, методические приемы, средства и организационные формы обучения учащихся.
Подготовьте дидактические материалы и оборудование для урока, составьте список необходимых средств обучения, в том числе ТСО. Продумайте, как нужно использовать их на каждом этапе урока. Проверьте исправность оборудования. Подумайте, какие дидактические средства нужно подготовить дополнительно.
Спланируйте записи и зарисовки на доске учителем, выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетради.
Определите оптимальный объем и форму самостоятельной работы учащихся на уроке.
Спланируйте контроль за деятельностью учащихся на уроке, для этого продумайте: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.
Продумайте «изюминку» урока — то, что будет отличать этот урок от всех других и вызовет восторг учеников, удивление; то, что сделает урок незабываемым (интересный факт, необычный опыт, нестандартный подход к построению какого-либо этапа урока, неожиданное открытие и т.д.).
7. Подготовка содержания урока
Подберите литературу для подготовки содержания учебного материала урока (учебник, методические материалы, энциклопедические, научные, научно-популярные издания).
Определите межпредметные связи и их методическое использования на уроке.
Подберите учебные задания для учащихся трех видов:
а) задания, подводящие ученика к воспроизведению учебного материала;
б) задания, способствующие осмыслению учебного материала;
в) задания, способствующие закреплению учебного материла (в зависимости от типа урока).

В книге приведен исторический обзор основных этапов развития естественнонаучных представлений об окружающем нас Мире в период, так называемого, классического периода естествознания, а так же показаны особенности взаимодействия человека с Природой.
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм образования, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Содержание книги составлено на основе многолетнего опыта автора преподавания дисциплины на различных специальностях Камчатского государственного технического университета.
Цель обзора — облегчить адаптацию студентов экономического и гуманитарного направлений образования в среде естественнонаучных дисциплин и помочь в выполнение индивидуальных заданий и контрольных работ.
Обзор построен в форме хронологического рассмотрения отдельных этапов развития естественнонаучных знаний и этюдов о выдающихся учёных, заложивших основу современного комплекса знаний и технологий в области математики, физики, астрономии, химии, биологии, географии, техники и т.д.

Предложения интернет-магазинов