Познание мира. 4 класс. Мехтиева Г., Керимова Б.

Учебник по предмету «Познание мира» для 4-го класса общеобразовательных школ. ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!
Я так рада новой встрече с тобой. Весь учебный год мы вновь будем вместе с тобой. Я буду рассказывать тебе о новых существах и явлениях. Надеюсь, что всё это будет интересно для тебя и к концу учебного года ты приобретёшь много знаний и навыков.

Познание мира. 4 класс. Мехтиева Г., Керимова Б.

Описание учебника

Вот и закончилось лето. А что полезного извлек ты для себя от этого солнечного, ц тёплого времени
Летние каникулы закончились. Некоторые из вас во время летних каникул отправились отдыхать в деревню, в другие города. Кто-то побывал за границей. Во время каникул они получают информацию о новых местах, где побывали, набираются
опыта, приобретают новых друзей, читают интересные книги.
Твоя кожа загорела? Если да, то это хорошо. Для здоровья организма очень важно, чтобы кожа была здоровой. Ведь кожа является одним из основных органов человека. Она защищает тело человека от внешних воздействий.
2. ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ
Кожа также является одним из органов чувств. Мы прикасаемся ко всему, что окружает нас. При помощи кожи ощущаем эти предметы, убеждаемся в том, являются ли они холодными, горячими, твердыми или мягкими. В коже находятся потовые железы. Благодаря этим железам человек потеет. А в результате потоотделения из организма выводятся ненужные вещества, а также излишнее тепло. Таким образом, кожа одновременно регулирует температуру тела и выполняет выделительную функцию. Под воздействием солнечных лучей в нашем теле вырабатывается витамин D.
Витамин D играет большую роль в укреплении костей. Этот витамин используется в борьбе против такой болезни у детей, как рахит.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Чем отличается лето от других времён года?
2) Каково значение кожи для организма?
3) Какие из летних заданий, данных в конце учебника для 3-го класса, ты выполнил?
4) Перепиши таблицу «Дела, которые я выполнял летом» в тетрадь и заполни её.
Почему люди должны получать образование?
Ежегодно в нашей стране строятся новые школы. Наше государство выделяет на образование школьников большие суммы денег. Азербайджанское государство высоко оценивает роль образования в развитии страны. Министерство образования Азербайджанской Республики проводит в жизнь политику государства в области образования. Этот государственный орган постоянно стремится повысить качество образования в стране. Ведь будущее любой страны зависит от уровня образования в этой стране. Соединённые Штаты Америки, Япония и другие развитые страны добились процветания не столько за счёт природных богатств своих территорий, сколько благодаря уму и деятельности людей.
Азербайджан богатая страна. Здесь очень много природных ресурсов. Однако надеяться только на природные богатства недостаточно. Надо уметь разумно пользоваться этими богатствами.
Каждый человек обладает индивидуальными способностями. Задачей системы образования является вовремя раскрыть и развивать эти способности. Очень важно создание благоприятных условий для того, чтобы каждый человек мог развивать свои индивидуальные способности.
3. ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ
Что означает человеческое развитие?
Организация Объединённых Наций (ООН) объявила XXI век «Веком образования».
Условия жизни современного человека стремительно меняются, поток информации постоянно обновляется, совершаются новые открытия, возникает потребность в новых специальностях, новых навыках и умениях. Сейчас уже недостаточно получать лишь высшее образование. Для того, чтобы идти в ногу со временем, человек должен всю жизнь совершенствовать своё образование.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Почему Организация Объединенных Наций объявила XXI век «Веком образования»?
2) Кто в Азербайджанской Республике обладает правом получать образование?
3) Почему государство стремится повысить качество образования в стране?
4) Какой государственный орган проводит в жизнь политику государства в области образования?
5) Почему образование должно быть продолжительным?
6) Определи роль образования на примере известного тебе человека. Запиши свои мысли в тетради.
Человек на протяжении всей жизни ощущает потребность в общении с другими людьми. Вот почему человека называют социальным, т.е. связанным с обществом, существом. Посредством газет, радио, телевидения, телефона, Интернета люди передают друг другу новую информацию, обмениваются опытом, делятся радостью и печалью.
В глубокой древности люди передавали друг другу информацию посредством рисунков, знаков-иероглифов.
Азербайджанское государство объявило стоянку древних людей в Гобус-тане Государственным заповедником. Здесь зарегистрировано более шести тысяч наскальных рисунков, выполненных древними людьми. На этих рисунках изображены сцены охоты на зверей, рыбная ловля, коллективные танцы, такие животные, как джейран, горный козёл — тур, лев, лодки, двухколёсные повозки, люди. Глядя на эти рисунки, ты можешь получить информацию о том, как жили древние люди.
Конечно, передавать посредством рисунков всю информацию было трудно. Со временем на основе этих знаков были созданы буквы. Этими буквами люди писали на глиняных дощечках, пергаменте* и папирусе**.
Прошли годы, впервые в Китае люди изобрели бумагу. Несмотря на то, что секрет изготовления бумаги китайцы хранили в тайне, однако эта тайна вскоре раскрылась. Секрет изготовления бумаги распространился по всему миру.Писать на бумаге было очень удобно. Но использование бумаги имело одну отрицательную черту: так как бумага изготавливалась из древесины, люди стали рубить деревья, причиняя, таким образом, природе большой ущерб.
После изобретения бумаги люди передавали информацию на большие расстояния посредством письма, написанного на бумаге. Но развитие техники записи информации и её передачи на этом не закончилось. Во всех сферах жизни непрерывно происходят перемены. Постоянно совершаются открытия, изобретения, многие события, которые раньше люди воспринимали как чудо, со временем стали реальностью. Подобным чудом стало изобретение телеграфа, телефона, компьютера, а следом за ним — Интернета.
В настоящее время технические возможности ещё больше расширились. Многие вопросы можно решать с дальнего расстояния. Посредством Интернета люди получают образование, налаживают связи и дружат с другими людьми, проживающими в любой точке земного шара. При помощи Интернета также можно войти в виртуальную (электронную) библиотеку, найти нужную информацию и пользоваться ею. Невозможно представить современную систему образования, экономику, политику, здравоохранение без Интернета.
Посредством Интернета информация распространяется по всему миру. Наступит время, когда будут изобретены новые средства передачи информации. Одним из таких изобретателей можешь стать и ты.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Что стало причиной возникновения письма?
2) Что произойдет, если люди не смогут передавать информацию?
3) Каковы положительные стороны открытия Интернета?
4) Перечерти таблицу в тетрадь и заполни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Чем отличаются друг от друга публичные и специальные библиотеки?
2) Какова польза от библиотек?
3) Какой документ требуется от учащегося для того, чтобы записаться в школьную библиотеку?
4) Как ты объяснишь выражение «Кто много читает, у того обогащается запас слов»?
5) Напиши эссе на тему «Наша школьная библиотека».
15
6. УЧИМСЯ ПО КНИГАМ
Какие книги ты прочитал до сих пор? Ведь книги дают нам не только научные знания. По книгам мы учимся жить и познаём мир. Есть много знаменитых писателей и поэтов, известных как в Азербайджане, так и во всём мире. Возможно, ты и сам в будущем станешь известным писателем. Будешь писать стихи, сказки. Для этого ты должен много читать художественной литературы. Сейчас я представлю тебе один рассказ. Прочитай его и вырази своё отношение к поведению ребят в рассказе. После этого прочитай другие сказки и рассказы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Что такое монархия?
2) Чем отличается республиканский строй от монархии?
3) Что такое диктатура?
4) Узнай из различных источников названия стран, которые являются монархиями и республиками, и запиши в тетради.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Потребление
1) Что входит в потребительские права?
2) Что надо знать для защиты потребительского права?
3) Как наказываются нарушители потребительского права?
4) Каковы отрицательные последствия нарушения потребительского права (при покупке продуктов питания, бытового оборудования, одежды, игрушек и др.)? Запиши в тетради свои мысли.

Предложения интернет-магазинов