Познание мира. 4 класс. Мехтиева Г.

Учебник по предмету «Познание мира» для 4-го класса общеобразовательных школ. В новом учебном году учебник «Познание мира» вновь встречается с вами. Этот учебник дружит с вами с самого 1-го класса. За это время вы узнали из этого учебника много интересного. Так, благодаря учебнику «Познание мира» вы узнали важные и полезные факты о природе, обогатились необходимыми знаниями о растительном и животном мире. Также много интересного вы познали о жизни, обществе и людях. В 4-ом классе вы ещё более расширите свои знания.

Познание мира. 4 класс. Мехтиева Г.

Описание учебника

Самым надёжным помощником человека в жизни являются его знания. Человек, не владеющий знаниями, сталкивается в жизни с большими трудностями в решении самых обычных жизненных и бытовых проблем. Человек без знаний подобен путешественнику, который передвигается в пустыне или в лесу без компаса. Поэтому вы должны всегда стремиться быть активными на уроках, приобретать знания. Но помните одно: если вы не сумеете воспользоваться в повседневной жизни всеми полученными из книг знаниями, то никакой пользы они вам не принесут. Если знания не помогают человеку в его повседневной жизни, то от них нет никакой пользы.
НАШЕ ГОСУДАРСТВО, НАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Летние впечатления. Во время каникул у вас было много свободного времени. Наверное, вы постарались с пользой использовать это время. Некоторые из вас ездили отдыхать в другие города и селения. Среди вас были и такие, кто отправился в путешествие по зарубежным странам.
Наверное, в тех местах, где вы побывали во время каникул, у вас появились новые друзья, также вы приобрели много новой информации. Смотрели интересные фильмы, читали книги, играли в разные игры. Сейчас вы уже способны выполнять многие работы, которые не умели делать в 3-ем классе. Вы изменились также внешне. Стали выше ростом. Ваша кожа загорела под солнцем. Это очень хорошо для здоровья вашего организма. Однако нельзя долго оставаться на солнце. В жаркое время дня, когда солнце печёт особенно сильно, надо обязательно укрываться в тени. В противном случае, солнечные лучи могут причинить вред организму.
Какими интересными событиями запомнились вам каникулы? Если вы подумаете над этим, то сможете определить для себя, чего сумели добиться за это время.
Знаете ли вы, почему летний загар считается полезным? Под действием солнечных лучей в нашем организме образуется полезный для здоровья витамин D. Вот почему витамин D называют «Солнечным витамином».
Вот и закончилось лето. Какую пользу извлекли вы из летнего сезона и своих каникул?
1. СНОВА В ШКОЛЕ
1. Какое влияние оказывает на организм долгое нахождение летом на солнце? Отметьте в тетради ответ знаком «+» или «-».
№ Результаты
1 Организм привыкнет к солнечным лучам и зимой будем мёрзнуть.
2 Понизится температура тела.
3 На коже образуются ожоги.
4 Нарушится деятельность организма.
5 В нашем организме образуется ещё больше витамина D.
6 Станем более здоровыми.
2. Какова польза от летнего солнечного загара?
а) Мы выглядим ещё более красивыми.
б) Загар на коже необходим для нашего роста.
в) Под действием солнечных лучей в коже образуется необходимый для организма витамин D.
3. Какие из летних заданий, представленных в конце учебника для 3-го класса, вы выполнили? Заполните таблицу под названием «Чем я занимался летом» и представьте.
Проводимые мной опыты
Результаты опытов
Прочитанные книги
Места, где я побывал
Ваши обязанности. Летние каникулы остались позади. Начался новый учебный год. Вы проходите урок в своей школе. Это ваше право на получение образования. В нашей стране каждый гражданин обладает правом на получение бесплатного образования. Ваша обязанность как учащихся — ценить это право и умело пользоваться предоставленными этим правом возможностями. На уроках вы должны быть
активными, постоянно работать над собой. Тот учащийся, который сегодня стремится к высоким результатам, в будущем станет известным учёным, врачом, педагогом или другим специалистом. Сегодня вы сами закла-дываете фундамент* своего будущего.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ:
— соблюдать правила поведения в обществе;
— знать государственные символы Азербайджанской Республики;
— овладевать знаниями;
— подготовить себя к полезной деятельности;
— уважать родителей, права и интересы других граждан, традиции и культурное достояние как своего народа, так и других народов;
— охранять исторические и культурные памятники, окружающую среду.
(Из закона Азербайджанской Республики «О правах ребёнка»)
*Фундамент основа
1. На основе Закона Азербайджанской Республики «О правах ребёнка» перечислите обязанности детей. Что ещё можно добавить к этим обязанностям?
2. Один из нижеприведённых пунктов не относится к основным обязанностям детей.
а) участвовать в творческих конкурсах
б) с уважением относиться к родителям
в) соблюдать правила дорожного движения
3. Перечертите в тетрадь таблицу под названием «Государственные символы и другие атрибуты государственности*» и заполните её.
Символы и атрибуты нашего государства Ответ
флаг (изобразить посредством рисунка или словами)
герб (изобразить посредством рисунка или словами)
гимн (авторы и слова)
4. Что вы понимаете под выражением «полезная деятельность»? Поясните свои соображения.
5. Перечертите таблицу в тетрадь и заполните. Запишите деятельность, соответствующую обязанностям, и обязанность, соответствующую деятельности, и представьте.
Обязанности Деятельность
Что я делаю для того, чтобы овладеть знаниями?
Слушаюсь родителей, прислушиваюсь к их советам, уважаю старших, с уважением отношусь к традициям и обычаям других народов.
Что я делаю для охраны исторических и культурных памятников, окружающей среды?Азербайджанская Республика также находится в числе стран, присоединившихся к «Конвенции о правах ребёнка». Для выполнения отмеченных в Конвенции обязательств Азербайджанское государство приняло закон «О правах ребёнка».
1. Родители должны заботиться о детях, потому что:
а] государством установлен контроль над этим
б] это их обязанность
в] дети не работают
2. Не относится к правам ребёнка:
а) жить в семье
б) работать, чтобы заработать деньги
в) носить фамилию родителей
3. В кружочки цепочки следует вписать факторы, необходимые для нормального развития ребёнка. Перечертите цепочку в тетрадь и заполните. Вы можете увеличить число звеньев по своему усмотрению.
4. В каких случаях государство берёт на себя заботу о ребёнке?
а] когда ребёнок не желает жить с родителями
б] когда родители переезжают в другую страну
в] когда ребёнок лишается родительской опеки

Вопросы и задания
1. Кто из нижеприведённых не избирается народом?
а) президент республики
б) премьер-министр
в) депутаты
2. Что может произойти, если не будет законов? Обоснуйте свои суждения примерами.
3. Кто принимает законы в Милли Меджлисе?
а) министры
б) депутаты
в) судьи

Вопросы и задания
1. На что из нижеперечисленных выделяются средства из государственного бюджета? Отметьте ответы в тетради.
а) на школьные портфели г) на рабочие тетради
б) на учебники д) на стулья для школьников
в) на ремонт классных комнат е) на ручки
2. Сравните по диаграмме Венна семейный и государственный бюджеты.
3. Одно из нижеприведённых не относится к государственному бюджету:
а) доход
б) расход
в) накопления
4. Запишите значения нижеприведённых словосочетаний.

Для выполнения государственными органами своих обязанностей государство выделяет деньги из своего бюджета. Так откуда же берутся деньги, собранные в бюджете?
Налог. Семейный бюджет формируется за счёт доходов членов семьи. Каждый член семьи, имеющий свой доход, участвует в образовании семейного бюджета. Государственный бюджет тоже формируется за счет доходов. В формировании государственного бюджета участвуют все лица, занятые трудовой деятельностью, и предприятия, имеющие свой доход.
Определённая часть государственного бюджета формируется за счёт налогов. Налог — это денежные средства, выплачиваемые в государственный бюджет из доходов предпринимателей, компаний, предприятий и граждан.
Налог взимается не только из доходов работников предприятий, компаний, учреждений. Творческие люди, например, певцы, художники, писатели также платят налог из доходов, полученных за счёт своей творческой деятельности.
Тех, кто платит налоги в государственный бюджет, называют налогоплательщиками.
Из стипендий и пенсий нетрудоспособных людей налоги не взимаются.
Сумма налога зависит от размеров доходов. Чем выше зарплата работника или доход предприятия, тем больше будет и сумма налогов.
Уклонение от уплаты налогов считается правонарушением. Лица и предприятия, уклоняющиеся от уплаты налогов, наказываются по закону. Платить налоги — долг каждого гражданина.

Вопросы и задания
1. Что произойдёт, если не будут уплачены государственные налоги?
а) Государство откажется заботиться о своих гражданах.
б) Будет невозможно управлять государством.
в) Увеличится семейный бюджет людей.
2. Перепишите предложение в тетрадь и дополните:
Налог зависит от доходов. Это означает, что по мере увеличения доходов
4. Запишите значения нижеприведённых слов.

Предложения интернет-магазинов