Природоведение. 3 класс. Бахрамов А., Шарипов Ш. и др.

Природоведение. Учебник для 3 класса школ общего среднего образования. Все растения и животные, обитающие на земле, — предметы живой природы. Они дышат, питаются, размножаются и развиваются.
Такие процессы как извержения вулканов, образование облаков, вспышка молнии, раскаты грома, веяние ветра, выпадение дождя, излучение солнечного света — это природные явления.

Природоведение. 3 класс. Бахрамов А., Шарипов Ш. и др.

Описание учебника

ВВЕДЕНИЕ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ?
Ночью на небе светят Луна и звёзды. Днём Солнце освещает и согревает Землю. Солнечные лучи способствуют росту растительности в горах, лесах, степях и на пастбищах. В горах и на равнинах, в лесах и пустынях обитают разнообразные животные. В небе летают разные птицы. Порой небо покрывается облаками. Иногда идёт дождь. А при похолодании, когда температура воздуха опускается ниже 0° С, идёт снег. Дождевые и талые воды, собираясь, образуют реки. Многие реки несут свои воды в озёра или моря. Реки, озёра и моря богаты разнообразными водными растениями и животными. Всё это — природа.
Газ, каменный уголь, металлы, используемые людьми в повседневной жизни, добываются из недр земли. Они также являются составной частью природы.
3Таким образом, окружающий нас мир, кроме предметов, созданных руками человека, составляет природу.
Природа состоит из предметов живой и неживой природы. Солнце, Луна, звёзды, Земля, камни, природный газ, облака, воздух, вода — предметы неживой природы (рис. 1).
Рис. 3. Природные явления.
Благодаря разуму и труду человека из диких растений созданы культурные растения, одомашнены дикие виды животных, построены водохранилища, прорыты каналы и безводные земли превращены в цветущие поля и сады. На уроках природоведения вы ознакомитесь с созданными человеком культурными растениями и домашними животными.
Человек дышит воздухом и питается дарами природы. Его здоровье тесно связано с природой. Поэтому на уроках природоведения вы будете изучать строение тела человека и его здоровье.
Кроме того, вы ознакомитесь с темой охраны природы.
Опорные слова: природа, предметы неживой природы, предметы живой природы, природные явления, природоведение.
Вопросы
1. Что такое природа?
2. Чем предметы живой природы отличаются от предметов неживой природы?
3. Что называется природным явлением? Приведите примеры.
4. Что изучает предмет «Природоведение»?
5. Что вы знаете о взаимоотношениях человека и природы?
ВОДА И ВОЗДУХ В ПРИРОДЕ
ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ Океаны и моря
Наша планета Земля имеет форму шара. Для изучения земной поверхности используется глобус.
Глобус — уменьшенная модель земного шара (рис. 4).
Большая часть глобуса окрашена в голубой цвет, так как большую часть поверхности земного шара занимает вода.
Это — океаны и моря.
В части океана, примыкающей к суше, расположены моря (рис. 5). Море — часть океана. НекоторыеВ морях и океанах люди вылавливают в больших количествах рыбу. На огромных кораблях бороздящих моря и океаны перевозят грузы. Со дна океанов и морей в больших количествах добывают нефть и газ.
Практическая работа
1. Найдите на глобусе океаны и запишите их названия в тетрадь.
2. Найдите на глобусе некоторые моря и запишите их названия в тетрадь.
Реки и озёра
На глобусе проведены извилистые линии синего цвета. Такими линиями обозначены реки.
Реки в основном появляются в результате слияния ручьёв, берущих начало в горах (рис. 6). На своём пути реки могут образовывать водопады (рис. 7). Их воды вливаются в моря и океаны. Речная вода используется для орошения полей и садов, удовлетворения потребностей населения.
По территории нашей страны протекают такие крупные реки, как Амударья и Сырдарья.
В некоторых местах земной поверхности естественным образом накапливается большое количество воды. Такие водные бассейны называются озёрами (рис. 8).
Аральское море, часть которого находится на территории нашей страны, в действительности является озером. Издавна его называют морем, так как оно большое, как море, а вода в нём горькая и солёная. В настоящее время из-за высыхания оно распалось на несколько озёр.
В нашей стране имеются также такие крупные озёра, как Сарыкамыш, Айдаркуль, Арнасай.
Воды океанов, морей, озёр и рек являются поверхностными водами.
воды, река, озеро, подземные воды, родник, колодец.
Вопросы
1. Чем отличаются друг от друга океан и море? Покажите их на глобусе.
2. Почему нельзя употреблять для питья морскую воду?
3. Какие крупные реки и озёра имеются в нашей стране?
4. Где находятся ледники?
5. Что вы знаете о подземных водах?

ОХРАНА И СБЕРЕЖЕНИЕ ВОДЫ
В горах у истоков рек вода чистая и прозрачная. Но люди часто загрязняют воду, выбрасывая в неё различные отходы. Реки и озёра загрязняются также сбросными водами различных предприятий. Такая речная вода, попадая в море или озеро, загрязняет и их воды.
Загрязнённая вода поражает всё живое и очень опасна для организма человека. Поэтому воду, особенно проточную, а также воду из рек и озёр необходимо отстаивать и употреблять только после кипячения.
Чтобы не загрязнять воду, прежде всего, люди не должны выбрасывать в неё различные отходы.
Для своих ежедневных потребностей население пользуется также очищенной от микробов водопроводной водой.
Нельзя допускать напрасную утечку воды из водопроводного крана, так как на её доставку и очистку затрачивается труд многих людей. Заметив утечку необходимо тут же закрутить кран, чтобы остановить воду.

Вопросы
1. Каково значение воды?
2. При нагревании вода расширяется или сжимается? А при охлаждении?
3. При какой температуре тает лёд?
4. При какой температуре кипит вода?
5. Что необходимо делать для охраны и сбережения
Воздух прозрачен, его нельзя увидеть глазами. Когда мы открываем окно движущегося автомобиля, нам в лицо ударяет воздух. Обмахиваясь веером, мы также чувствуем дуновение воздуха. Что же такое
воздух, не уступающий место воде.
Опыт. Опустим перевёрнутый пустой стакан в сосуд с водой. При этом вода в стакан не проникнет (рис. 17, а), так как этому будет препятствовать что-то, находящееся в стакане. Это — воздух.
А теперь наклоним стакан чуть в сторону. Тут же воздух начнёт выходить пузырьками на поверхность воды, и освободившееся от воздуха место заполнится водой (рис. 17, б).
Следовательно, стакан был не пуст, в нём содержался воздух.
воды?
Что такое воздух?

Предложения интернет-магазинов