Естествознание, Базовый уровень, 10 класс, Мансуров А.Н., Мансуров Н.А.

Естествознание, Базовый уровень, 10 класс. В учебнике продолжается изучение современной естественнонаучной картины мира с помощью научного метода. Рассматриваются природные процессы, включая жизнь, и современные естественнонаучные представления об окружающем мире. Каждый параграф сопровождается аннотацией, вопросами и заданиями, способствующими более глубокому усвоению учебного материала и проверке уровня его освоения в процессе обучения. Параграфы, обозначенные звездочкой, предназначены для учащихся, проявивших повышенный интерес к изучаемой теме.

Естествознание, Базовый уровень, 10 класс, Мансуров А.Н., Мансуров Н.А.

Описание учебника

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
базовый уровень
Учебник для 10 класса
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.
В учебнике рассмотрены вопросы, связанные с формированием у школьников 10 класса естественнонаучной картины мира.
Обсуждается роль естествознания как основы научного мировоззрения. Изучаются возможности человека в процессе познания природы, методы познания природы, виды материи и формы их существования, фундаментальные природные законы и теории.
Каждый параграф сопровождается аннотацией, вопросами и заданиями, способствующими более глубокому усвоению учебного материала и проверке уровня его освоения в процессе обучения. Параграфы, обозначенные звездочкой, предназначены для учащихся, проявивших повышенный интерес к изучаемой теме.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (2012 г.).
Редакторы Т. Г. Хохлова, Л. А. Осипова. Методист А. Ю. Пентин Художественное оформление: И. Е. Марев. Художник Н. А. Новак Технический редактор Е. В. Денюкова. Корректор Л.Н.Макарова

Предисловие
Учебник «Естествознание» написан для тех, кто в дальней тем не будет профессионально заниматься физикой, химией или биологией. Это учебник для тех, кто увлечен гуманитарными науками, социальными и экономическими проблемами. Вы спросите: зачем же заниматься тем, что в дальнейшем не понадобится? Ответ на этот вопрос очень простой. Гуманитарные науки изучают человека, его культуру, социальные и общественные явления, происходящие на фоне естественных природных явлений. Пони мание общественных закономерностей, природы человека невозможно без изучения законов окружающего мира. Понимание при родных законов дает естествознание.
Естествознание — это не упрощенное изложение основ естественных наук, а самостоятельная область знаний, объектом которой является природа, включая человека, во всех ее проявленії их, единстве видов материи и форм ее существования. Под словом «материя» обычно понимают существующий независимо от нас окружающий мир, который мы можем воспринимать с помощью органов чувств. Кратко можно сказать так: материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
В настоящее время известны два вида материи: вещество и физические поля. Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют о единстве видов материи, состава вещества и физических полей во всех доступных для изучения человеком частях Вселенной. Эти результаты исследований подтверждают материальность окружающего мира.
Целью естествознания является выявление и изучение общих природных закономерностей.
Задачей естествознания является формирование естественнонаучной картины мира — обобщенного образа природы, осознаваемого человеком в виде совокупности природных объектов. Человек в процессе познания природы с помощью научного метода выявляет отношения, существующие между природными объектами.
Естествознание, используя достижения конкретных естественных наук, изучает стороны природных явлений, которые являются общими для множества взаимодействующих объектов. Примером таких общих свойств природных процессов и явлений может служить единство элементного состава всех вещественных объектов природы.
Оказалось, что все астрономические тела, живые существа на Земле, все вещественные объекты, которые нам известны, состоят из одних и тех же химических элементов, систематизированных в таблице Д. И. Менделеева. Периодический закон химических элементов Менделеева — это химический закон. Закон единства элементного состава всех вещественных объектов в природе — это закон естествознания, обобщающий результаты исследований нескольких наук о природе.
Знание общих природных закономерностей — это залог успешного изучения объектов- гуманитарных наук, так как все они являются природными объектами, подчиняющимися этим законам.
Естествознание, рассматривая человека как природное явление, способствует формированию экологической культуры, определенного стиля поведения людей в природной среде. На современном этапе развития цивилизации это имеет большое значение.
В соответствии с программой содержание учебника предполагает изучение возможностей человека в процессе познания природы, рассмотрение методов познания природы, изучение видов материи и форм их существования, изучение фундаментальных природных законов и теорий.
Каждый параграф учебника сопровождается аннотацией, вопросами и заданиями, способствующими более глубокому усвоению учебного материала и проверке уровня его освоения в процессе обучения. Параграфы, обозначенные звездочкой, предназначены для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучаемой теме.
Рассмотрение вопросов естествознания предполагает не только изучение теории, но и выполнение лабораторных и практических работ, знакомство с демонстрациями реальных природных объектов, явлений и процессов.
В учебнике рассматривается также применение достижении естественных наук в технике, медицине, жизни общества. По следнее особенно важно для гуманитарных наук, которые попол пились за последние годы целым арсеналом современных методой исследований, использующих информационные технологии и дру гие достижения естественных наук.
О чем пойдет речь
О предмете и задаче естествознания. Об использовании научного метода для изучения природы. Об основных этапах развития естествознания.
Обсудим затронутые проблемы
Окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений мы называем природой. Природа является объектом естествознания.
Естествознание как наука изучает природные объекты, находящиеся в постоянном развитии и взаимодействии друг с другом. Объекты природы обладают характерными индивидуальными свойствами, доступными для восприятия, наблюдения и изучения человеком. Человек — часть природы. Будучи природным объектом, он познает себя и окружающий мир, используя свои возможности.
Человек изучает природу на протяжении всего периода развития цивилизаций. Благодаря своим способностям человек постоянно расширяет число объектов, которые он может воспринимать и изучать. Сопоставляя свойства различных природных объектов и явлений, человек находит между ними связи и закономерности.
Общие свойства природных объектов, их взаимодействия, общие закономерности природных явлений составляют предмет естествознания.
Открытие законов, которые позволяют описать возможно более широкий круг природных явлений, приводит к созданию научных теорий. Если это удается сделать, то люди испытывают
Введение
глубокое эмоциональное удовлетворение, так как мир в таком случае представляется более упорядоченным и объяснимым.
Поиск существенных связей между явлениями, описание свойств природных объектов — непростые задачи. Их решение за висит от множества условий. Например, от особенностей личное ти исследователя, его целеустремленности, воли, настойчивости, знаний, уверенности в собственной правоте, способности воспринимать критические мнения других ученых.
Еще одним условием успешного изучения природы является правильный выбор метода, который позволит получать надежные результаты. Самым эффективным методом изучения природы оказался научный метод. Научный метод — одно из достижений человеческой культуры.
Разработка научного метода связана с именами Бэкона, Декарта, Галилея. Французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) так сформулировал основные положения своего метода изучения природных явлений:
1) не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным;
2) делить каждую сложную задачу на столько частей, сколько понадобится для ее решения;
3) руководить ходом своих мыслей, начиная с изучения простейших и легко познаваемых предметов до познания наиболее сложных;
4) делать полные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Впоследствии при разработке научного метода принципы Декарта были дополнены и уточнены. Однако дух независимости, свобода мышления, личная ответственность за достоверность проводимых исследований остались характерными для творческого
научного поиска.
Естествознание на всех этапах своего развития стремилось ответить на вечные вопросы, волновавшие людей:
• как и когда возник окружающий мир;
• из чего состоит существующий мир;
• каковы законы, управляющие миром;
• что такое жизнь;
• откуда произошли люди;
• есть ли другие мыслящие существа во Вселенной?

Предложения интернет-магазинов