Естествознание, Базовый уровень, 10 класс, Титов С.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Естествознание, Базовый уровень, 10 класс. Учебник объединяет сведения об основных законах и закономерностях, наиболее важных открытиях и достижениях в области химии, физики, астрономии, что формирует у учащихся представление о природе как целостной системе, а также о взаимосвязи человека, природы и общества. Учебник адресован учащимся 10 класса.

Естествознание, Базовый уровень, 10 класс, Титов С.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Описание учебника

Проверьте свои знания
1. От чего зависит точность определения эмпирической вероятности благоприятного события?
2. Чему равна вероятность каждого из равновероятных событий, если общее число таких событий равно N?
3. Какие события называются несовместимыми? Какова вероятность того, что наступит хотя бы одно из двух несовместимых событий, вероятности которых равны P и Q? Чему равна вероятность того, что событие с вероятностью Р не наступит?
Задания
1. Подберите эпиграф к данному параграфу.
2. В урне находится 4 белых, 6 чёрных и 2 красных шара. Определите вероятность того, что:
• вынутый шар будет чёрным;
• вынутый шар будет чёрным или зелёным;
• вынутый шар не будет зелёным.
3. Обсудите в классе, какова взаимосвязь между понятиями «вероятность» и «риск».
4. Вспомните примеры из истории или литературных произведений, где участник (герой), оценивая вероятность наступления определённых событий, принимает решение и оказывается в выигрыше.
§ 73 Условная вероятность и случайные процессы

Проверьте свои знания
1. В каком случае события А и В называются независимыми?
2. Чему равна вероятность наступления сразу двух независимых событий, если вероятность наступления каждого равна соответственно P и Q?
3. Что такое условная вероятность?
4. Что такое вероятностные процессы?
Задания
1. Подберите эпиграф к данному параграфу.
2. Ученик полагает, что вероятность успешной сдачи им зачёта по естествознанию равна 0,6, а по истории — 0,8. Какова, по его мнению, вероятность того, что он успешно сдаст оба зачёта? Какова вероятность того, что он не сдаст ни одного из двух зачётов?
3. В первой урне находится 4 белых и 8 чёрных шаров, а во второй — 12 белых и 8 чёрных. Какова вероятность вынуть белый шар, если брать его наугад из первой попавшейся урны? Какова вероятность того же события при условии, что шар вынимается из второй урны?
4. Приведите примеры географических и научных открытий, которые произошли случайно, вопреки запланированному.
5. Порой в нашей жизни происходят некие случайные события, которые влияют на нашу судьбу. История знает множество подобных примеров. Вот один из них. Известный французский парфюмер Франсуа Коти вопреки строгим правилам первым начал добавлять в духи помимо естественных компонентов ещё и синтетические материалы. В результате они были настолько новаторскими, что ни один магазин не хотел рисковать. Но однажды, во время визита в очередной универмаг, Коти случайно уронил флакон со своими духами, и тот разлетелся вдребезги. Воздух наполнился ароматом, и посетители стали требовать именно эти духи. Аромат был тут же принят, и за несколько дней разошлось 500 флаконов. Так парфюмерный шедевр Коти произвёл настоящую революцию.
Были ли в вашей жизни или в жизни ваших близких подобные счастливые случайности?

Проверьте свои знания
1. В каких случаях требуется использование методов математической статистики?
2. Как вычисляется среднее арифметическое значение?
3. Вероятность чего определяется в результате статистической обработки экспериментальных данных?
4. От чего зависит точность прогноза, сделанного на основе статистической обработки данных?
Задания
1. Подберите эпиграф к данному параграфу.
2. Опираясь на полученные на уроках истории знания, приведите примеры использования статистики и её методов в древних государствах.
3. Объясните, как методы математической статистики применяются в современных демографических исследованиях.
4. Существует такое понятие, как «печальная статистика». Какое значение вкладывается в это словосочетание? Какие примеры из этой области вам известны? Как, по вашему мнению, можно изменить в лучшую сторону данную ситуацию?
Ваша будущая профессия
1. Докажите, что знание методов математической статистики необходимо не только специалистам, но и любому современному человеку.
2. Используя дополнительные источники информации, выясните, чем занимаются и где работают врачи -кибернетики.
3. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, выясните, что является областью деятельности актуариев.
4. Статистик — профессия, которая требует от специалиста высокой работоспособности, развитого аналитического мышления, математических способностей, хорошей памяти, способности к концентрации внимания в течение длительного времени. Статистики работают в банках и больницах, компаниях сотовой связи и телевизионных компаниях, страховых компаниях и магазинах, электронной торговле и исследовательских центрах. Напишите краткое эссе о том, какую именно работу выполняют статистики в этих сферах.
Нобелевские лауреаты XXI в.
Нобелевская премия — одна из наиболее престижных международных премий, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.
Сегодня среди молодёжи часто можно услышать, что все основные открытия в области естествознания уже сделаны. На самом деле множество явлений, объектов, законов ждут своих исследователей. Списки нобелевских лауреатов XXI в. по физике, химии, физиологии и медицине — яркое подтверждение этому.
Нобелевские лауреаты по химии XXI в.
2001 г .Уильям Ноулз (США), Рёдзи Ноёри (Япония), Барри Шарплесс (США) за
исследования, используемые в фармацевтической промышленности — создание хиральных катализаторов окислительно-восстановительных реакций.
2002 г . Джон Фенн (США), Коити Танака (Япония) за разработку методов идентификации и структурного анализа биологических макромолекул и, в частности, за разработку методов масс-спектрометрического анализа биологических макромолекул; Курт Вютрих (Швейцария) за разработку применения ЯМР-спектроскопии для определения трехмерной структуры биологических макромолекул в растворе.
2003 г . Питер Эгр (США) за открытие водного канала; Родерик Маккинон (США) за изучение структуры и механизма ионных каналов.
2004 г . Аарон Чехановер (Израиль), Аврам Гершко (Израиль), Ирвин Роуз (США) за открытие убиквитин-опосредованной деградации белка.
2005 г . Роберт Граббс (США), Ричард Шрок (США), Ив Шовен (Франция) за вклад в развитие метода метатезиса в органическом синтезе.
2006 г . Роджер Корнберг (США) за исследование механизма копирования клетками генетической информации.
2007 г . Герхард Эртль (Германия) за изучение химических процессов на поверхностях твёрдых тел.
2008 г . Осаму Симомура (США), Мартин Чалфи (США), Роджер Тсьен (США) за открытие и развитие зелёного флуоресцентного белка.
2009 г . Венкатраман Рамакришнан (Великобритания), Томас Стейц (США), Ада Йонат (Израиль) за исследования структуры и функций рибосомы.
2010 г . Ричард Хек (США), Эйити Нэгиси (Япония), Акира Судзуки (Япония) за разработку новых, более эффективных путей соединения атомов углерода друг с другом с целью построения сложных молекул, которые улучшают нашу повседневную жизнь.
2011 г . Дан Шехтман (Израиль) за открытие квазикристаллов.
Нобелевские лауреаты по физике XXI в.
2001 г . Эрик Корнелл (США), Вольфганг Кеттерле (Германия), Карл Виман (США) за достижения в изучении процессов конденсации Бозе — Эйнштейна в среде разреженных газов и за начальные фундаментальные исследования характеристик конденсатов.
2002 г . Раймонд Дэвис мл. (США), Масатоси Косиба (Япония) за изыскания в области астрофизики, в частности за обнаружение космических нейтрино; Риккардо Джаккони (США) за изыскания в области астрофизики, которые привели к открытию космических источников рентгеновского излучения.
2003 г . Алексей Алексеевич Абрикосов (СССР, США), Виталий Лазаревич Гинзбург (Россия), Энтони Леггетт (Великобритания, США) за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия -3.
2004 г . Дэвид Гросс (США), Дэвид Политцер (США), Фрэнк Вильчек (США) за открытие асимптотической свободы в теории сильных взаимодействий.
2005 г . Рой Глаубер (США) за вклад в квантовую теорию оптической когерентности; Джон Холл (США), Теодор Хенш (Германия) за вклад в развитие лазерного высокоточного спектроскопирования и техники прецизионного расчёта светового сдвига в оптических стандартах частоты.
2006 г . Джон Мазер (США), Джордж Смут (США) за открытие анизотропии и чёрнотельной структуры энергетического спектра космического фонового излучения.
2007 г . Альбер Ферт (Франция), Петер Грюнберг (Германия) за открытие эффекта гигантского магнетосопротивления.
2008 г. Ёитиро Намбу (Япония, США) за открытие механизма спонтанного нарушения симметрии в физике элементарных частиц; Макото Кобаяси (Япония), Тосихидэ Маскава (Япония) за открытие источника нарушения симметрии, которое позволило предсказать существование в природе по меньшей мере трёх семейств кварков.
2009 г. Чарльз Куэн Као (КНР, США) за выдающиеся достижения, касающиеся передачи световых сигналов в волокнах и развитие оптических систем передачи данных; Уиллард Бойл (США), Джордж Смит (США) за разработку оптических полупроводниковых сенсоров — ПЗС-матриц.
2010 г . Андрей Гейм (СССР, Нидерланды), Константин Новосёлов (Россия, Великобритания) за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.
2011 г . Сол Перлмуттер (США) за открытие ускоренного расширения Вселенной посредством наблюдения дальних сверхновых.
Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине XXI в.
2001 г. Леланд Хартвелл (США), Тимоти Хант (Великобритания), Пол Нерс (Великобритания) за открытие ключевых регуляторов клеточного цикла.
2002 г . Сидней Бреннер (Великобритания), Роберт Хорвиц (США), Джон Салстон (Великобритания) за открытия в области генетического регулирования развития человеческих органов.
2003 г . Пол Лотербур (США), Питер Мэнсфилд (Великобритания) за изобретение метода магнитно-резонансной томографии.
2004 г. Ричард Эксел (США), Линда Бак (США) за исследования обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния.
2005 г . Барри Маршалл (Австралия), Робин Уоррен (Австралия) за работы по изучению влияния бактерии Helicobacter pylori на возникновение гастрита и язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
2006 г . Эндрю Файер (США), Крейг Мелло (США) за открытие РНК-интерференции -эффекта гашения активности определённых генов.
2007 г . Марио Капекки (США), Мартин Эванс (Великобритания), Оливер Смитис (Великобритания) за открытие принципов введения специфических генных модификаций у мышей с использованием эмбриональных стволовых клеток.
2008 г . Харальд цур Хаузен (Германия) за открытие вируса папилломы человека, вызывающего рак шейки матки; Франсуаза Барре-Синусси (Франция), Люк Монтанье (Франция) за открытие ВИЧ.
2009 г . Элизабет Блэкбёрн (Австралия, США), Кэрол Грейдер (США), Джек Шостак (США) за открытие механизмов защиты хромосом теломерами и фермента теломеразы.
2010 г . Роберт Эдвардс (Великобритания) за технологию искусственного оплодотворения in vitro.
2011 г. Жюль Хоффман (Люксембург, Франция), Брюс Бётлер (США) за работы по изучению активации врождённого иммунитета; Ральф Стейнман (Канада, США) за открытие дендритных клеток и изучение их значения для приобретённого иммунитета.
Приложение Памятки для ученика
Памятка № 1 Этапы поиска путей решения проблемы
1. Выявление проблемы (противоречия между старым и новым знанием, конфликта точек зрения, ситуации неопределенности).
2. Выдвижение гипотезы решения проблемы.
3. Проверка гипотезы: выбор методов, отбор источников информации, получение и интерпретация результатов.
4. Подтверждение или опровержение гипотезы. При опровержении — выдвижение новой гипотезы.
Памятка № 2
Этапы работы над проектом. Цель проектной деятельности — создание нового материального или нематериального продукта
1. Выбор тематики.
2. Определение задач, которые необходимо решить для создания продукта.
3. Планирование деятельности по решению задач.
4. Работа над проектом.
5. Оформление результатов работы.
6. Презентация проекта.
Памятка № 3
Этапы проведения исследования. Цель исследовательской деятельности -создание нового знания
1. Выбор темы.
2. Определение задач, которые необходимо решить.
3. Выдвижение гипотезы, позволяющей решить поставленные задачи.
4. Проверка гипотезы: выбор методов, отбор источников информации, получение и интерпретация результатов.
5. Оформление результатов работы.
6. Защита работы.
Памятка № 4 Некоторые критерии оценки проекта и исследования
1. Значимость и актуальность темы.
2. Активность участников проекта, исследования.
3. Глубина проникновения в проблему.
4. Качество представления и оформления результатов.
5. Качество презентации.

Предложения интернет-магазинов