Естествознание, 10 класс, Методическое пособие к учебнику С.А. Титова, И.Б. Агафоновой, В.И.

Естествознание, 10 класс, Методическое пособие. Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику «Естествознание. Базовый уровень» для 10 класса авторов С. А. Титова, И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. Учебники линии соответствуют ФГОС среднего общего образования и включены в Федеральный перечень учебников.

Естествознание, 10 класс, Методическое пособие к учебнику С.А. Титова, И.Б. Агафоновой, В.И.

Описание учебника

Уроки 37, 38
Электромагнитное поле
Цели: углубить знания учащихся об истории открытия магнетизма, о явлении электромагнитной индукции; сформировать представления о разделении веществ на ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа-проектор, ЦОР — пошаговая анимация «Опыт Эрстеда», виртуальная лаборатория «Опыты Фарадея», видеофильмы «Намагничивание ферромагнетика», «Магнитное поле Земли», «Явление электромагнитной индукции», образцы магнитов, компас.
Планируемые результаты обучения
Личностные
Учащиеся должны:
— критично оценивать свои учебные достижения.
Метапредметные
Познавательные
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и обобщать результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, работы с моделями;
— выявлять причинно-следственные связи и физические закономерности.
Регулятивные
Учащиеся должны уметь:
— контролировать и оценивать результаты поисковой и экспериментальной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся должны уметь:
— продуктивно взаимодействовать в паре в процессе совместной исследовательской деятельности.
Предметные
Учащиеся должны:
— описывать историю открытия и явления магнетизма, электромагнитной индукции;
— характеризовать вещества: ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики.

Урок 39
Электромагнитные волны
Цели: расширить представления учащихся об экспериментах Дж. Максвелла и Г. Герца и их значении для создания теории электромагнитных волн.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа-проектор, анимация «Электромагнитная волна».

Уроки 40, 41
Виды электромагнитных волн.
Урок-конференция «Путешествие по шкале электромагнитных волн»
Цели: углубить знания учащихся о видах волн, составляющих спектр электромагнитного изучения, их практическом применении и воздействии на организм человека.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа-проектор, шкала электромагнитных волн, презентации учащихся.

План конференции
1. Виды излучения (низкочастотные волны, радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, гамма-излучение). Учащиеся рассматривают различные виды электромагнитных излучений по следующему плану:
1) Диапазон, частота, длина волны.
2) История открытия.
3) Источники излучения.
4) Применение.
5) Действие на организм человека.
2. Влияние электромагнитных излучений на человека (ориентировочные темы сообщений).
• «Организм человека и электромагнитное поле».
• «Слабое электромагнитное поле».
• «Высокочастотные электромагнитные поля».
• «СВЧ-поля и их применение».
• «Электромагнитные поля и бытовые приборы».
• «Мобильные телефоны: мнимая или реальная угроза».
• «Воздействие электромагнитных полей на мозг человека».

Урок 42
Общие свойства волн
Цели: углубить представления учащихся о свойствах волн: интерференции, дифракции; рассмотреть сущность эффекта Доплера и его практическое применение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа-проектор, шкала электромагнитных волн, учебная презентация.

7. Установить соответствие между электромагнитными волнами следующих диапазонов и их воздействием на человека.
1)радиоволны
2) рентгеновский диапазон
3) инфракрасный диапазон
4) ультрафиолетовый диапазон
а) вызывают покраснение кожи
б) нагревают ткани
в) почти полностью отражаются
г) проходят через мягкие ткани

— Как с помощью простейших наблюдений доказать, что волна переносит энергию?
Опыт 4. Передача колебаний на примере маятников с керамическими магнитами.
Передача колебаний от одной частицы к другой возможна лишь в случае взаимодействия частиц. В этом случае колебательное движение первой частицы приводит к периодическому изменению ее действия на вторую частицу и, как следствие, к колебаниям последней.
6. Самостоятельная работа учащихся. Работа организуется с текстом учебника, с. 144—146. Используя рисунок 87, учащиеся объясняют, как проявляется эффект Доплера, причины его возникновения.
III. Закрепление нового материала и подведение итогов урока
1. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся формулируют два-три вопроса для игры «Что? Где? Когда?» и отвечают на них.
2. Самооценка деятельности. Учащимся предлагается продолжить фразы:
Сегодня на уроке я узнал (а)… Больше всего мне сегодня запомнилось. Самым интересным было. Очень трудно было.
IV. Домашнее задание
§ 32 учебника.
Составить кластер, опорный конспект или таблицу, отражающие общие свойства волн.
Урок 43
Потенциальная энергия. Системы: открытые, закрытые, изолированные

Предложения интернет-магазинов