Естествознание, 11 класс, Методическое пособие к учебнику С.А. Титова, И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова, Базовый уровень, Демичева И.А.

Естествознание, 11 класс, Методическое пособие. Пособие предназначено для учителей, работающих по учебнику «Естествознание. Базовый уровень» для 11 класса авторов С. А. Титова, И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. Учебники линии соответствуют ФГОС среднего общего образования и включены в Федеральный перечень учебников.

Естествознание, 11 класс, Методическое пособие к учебнику С.А. Титова, И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова, Базовый уровень, Демичева И.А.

Описание учебника

Актуализация знаний и изучение нового материала
1. Демонстрация анимации. Учитель демонстрирует анимацию «Таяние льда» или проведение демонстрационного эксперимента. Учащиеся наблюдают за процессами плавления льда (учитель помещает в химический стакан кусочки льда и нагревает с помощью спиртовки) и испарения воды (учитель продолжает нагревание до температуры кипения и парообразования). Задание для учащихся: дополнить предложенную схему, указать стрелками направления изменений, возможные связи, температуру фазовых переходов; описать «поведение» молекул льда, воды и водяного пара в процессе увеличения температуры.
Плавление — это. Кипение — это. Испарение — это.
2. Обсуждение. Учитель организует в классе обсуждение следующих вопросов:
— При каких температурах мы наблюдаем фазовые переходы из одного состояния в другое?
— Сформулируйте определения понятий «теплота плавления» и «теплота парообразования».
— На какие процессы расходуется их энергия? Как влияет атмосферное давление на температуру кипения воды?
— Энергия поглощается или выделяется при переходе из газообразного состояния в жидкое; из жидкого состояния в твердое? Чем это можно объяснить?
3. Самостоятельная работа учащихся. Учитель организует работу в парах. Задание для учащихся: сравнить переход из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры для кристаллического (вода) и аморфного (стекло) вещества. Каковы отличия? Чем они обусловлены с молекулярной точки зрения?
4. Беседа. Учащиеся отвечают на вопросы:
— Почему при нагревании тела расширяются?
— Как связаны теплота и энергия?
— Вспомните из курса физики, что представляет собой тепловая энергия с молекулярной точки зрения. (Суммарную кинетическую энергию молекул, составляющих тело.)
— Что характеризует температура тела? (Среднюю кинетическую энергию движения его молекул.)
5. Сообщение учащегося. Учащийся представляет заранее подготовленное сообщение (презентацию) о «теплороде» и его свойствах. После этого учитель организует обсуждение вопросов:
— В чем сущность субстанциональной теории, или «теории теплорода»?
— Какие удивительные свойства приписывали «теплороду» ученые того времени?
— Какие противоречия в «теории теплорода» вы смогли бы выделить?
— Можно ли нагреть тело (предмет) путем трения? Подтвердите ответ примерами.
Закрепление нового материала и подведение итогов урока
Самооценка деятельности. Учащиеся записывают на стикерах:
— Какие эмоции вызвал этот урок?
— Какое задание было самым интересным для выполнения?
— Какое задание было самым сложным?
IV. Домашнее задание
§ 2 учебника, письменно в тетради задание 3, с. 13.
Повторить из курса физики материал о свойствах идеального газа.
Составить кроссворд по изучаемой теме.
Урок 3
Идеальный газ и его законы
Цели: углубить у учащихся представления об идеальном газе и его свойствах; рассмотреть взаимосвязь между давлением, объемом и температурой определенной массы газа, сформулировать законы идеального газа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме-диапроектор, анимации «Физическая природа давления газа», «Уравнение состояния идеального газа», видео «Закон Бойля — Мариотта», «Закон Гей-Люссака», «Закон Шарля».
Планируемые результаты обучения
Личностные
Учащиеся должны:
— проявлять познавательный интерес, направленный на изучение законов идеального газа.
Метапредметные
Познавательные
Учащиеся должны уметь:
— самостоятельно находить информацию и использовать ее в учебной деятельности;
— использовать навыки смыслового чтения при работе с текстом и иллюстрациями учебника и дополнительными источниками информации;
— выбирать критерии для сравнения объектов;
— выявлять общие и индивидуальные черты сравниваемых объектов;
— строить логическое рассуждение;
— устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные
Учащиеся должны уметь:
— ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
— осуществлять самооценку результатов деятельности на основе предложенных критериев.
Коммуникативные
Учащиеся должны уметь:
— точно выражать свои мысли;
— аргументировать собственную точку зрения;
— уважать и учитывать позицию другого человека.
Предметные
Учащиеся должны:
— называть свойства идеального газа;
— приводить формулировки законов идеального газа: Бойля — Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, закона состояния идеального газа;
— объяснять взаимосвязь между давлением, объемом и температурой определенной массы газа.
Структура и содержание урока
I. Организационный этап и актуализация знаний
Беседа. Учащиеся отвечают на вопросы:
— Вспомните из курса физики, какими свойствами обладает идеальный газ.
— С какими целями учеными была предложена модель идеального газа?
II. Изучение нового материала
Дифференцированно-групповая самостоятельная работа учащихся. Работа организуется с текстом и рисунками учебника. Каждая группа работает над своей темой и конкретными вопросами. Группы используют фрагменты видеофильмов. После завершения работы каждая из групп знакомит других учащихся с учебным материалом. Учащиеся оформляют в тетрадях опорный конспект.
Группа 1. Закон Бойля — Мариотта
Просмотр видео «Закон Бойля — Мариотта». Используя рисунок 6 на с. 16, текст учебника, видеофрагмент, описать процесс изотермического сжатия газа и сформулировать закон Бойля-Мариотта.
Группа 2. Закон Гей-Люссака
Просмотр видео «Закон Гей-Люссака». Используя рисунок 7 на с. 16, текст учебника, видеофрагмент, описать процесс изобарического расширения и сжатия газа и сформулировать закон Гей-Люссака.
Группа 3. Закон Шарля
Просмотр видео «Закон Шарля». Используя текст учебника и видеофрагмент, изобразить схематично и описать, как связаны температура и давление в том случае, когда объем газа остается неизменным, сформулировать закон Шарля.
Группа 4. Закон состояния идеального газа
Работа с анимациями «Физическая природа давления газа» и «Уравнение состояния идеального газа». Описать опыт, позволяющий изучить свойства идеального газа, в котором одновременно происходит изменение объема, температуры и давления. Сформулировать закон состояния идеального газа.
Закрепление нового материала и подведение итогов урока
1. Опрос. Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» в учебнике на с. 17.
2. Методический прием «Микрофон». Самооценка учащимися учебной деятельности на уроке:
Я доволен (или недоволен) результатами своей работы, так как я научился …, выполнил …, понял …, запомнил … .
IV. Домашнее задание
§ 3 учебника.
Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовить сообщение и презентацию о различных источниках энергии, используемых человеком.

Предложения интернет-магазинов