Естествознание, 6 класс, Абдиманапов Б.Ш., Нуркенова С.Е., Абулгазиев А.У., Ауезова Г.У.

Естествознание, 6 класс. Учебник состоит из семи глав. Первая, вводная глава посвящена обзору аппарата научного исследования, его планированию, а также мерам безопасности при проведении исследования. Материал следующих шести глав поможет вам в старших классах при изучении биологии, географии, физики, химии, астрономии и экологии. Освоив их, вы узнаете о процессах и явлениях, происходящих в природе и мире.

Естествознание, 6 класс, Абдиманапов Б.Ш., Нуркенова С.Е., Абулгазиев А.У., Ауезова Г.У.

Описание учебника

Разделитесь на группы. Обсудите значение наиболее важных, по вашему мнению, открытий и изобретений: электричество, авиатранспорт, сотовый телефон, Интернет, компьютер, альтернативная энергетика, искусственные ткани, биотехнология, банкомат, терминалы оплаты и др.
Все гениальные изобретения делают нашу жизнь легче. Сейчас трудно сказать, что именно является самым важным изобретением для человека. Если одни достижения доступны для некоторых людей, то для других они недоступны. Человеческое общество должно стремиться к тому, чтобы достижениями науки и техники могли пользоваться все жители нашей планеты.
Вопросы и задания
1. Оцените важность Интернета для человечества и для себя лично. Обменяйтесь мнениями и оцените ответы друг друга.
2. Как вы думаете, всегда ли достижения науки и техники имеют положительный эффект? Можете ли перечислить отрицательные стороны отдельных изобретений?
§ 59. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНЫХ КАЗАХСТАНАРеспублика Казахстан располагает мощным научно-техническим потенциалом. Имеются сильные научные школы: физики, космических исследований, горного дела, химии, биологически активных веществ, высокомолекулярных соединений, биохимии и физиологии человека, животных и растений, географии и ботаники, питания и гигиены. Многие работы казахстанских ученых получили мировое признание, в том числе в геологии, цветной металлургии, химии и других отраслях науки.
Координатором многих научных организаций является Национальная академия наук Республики Казахстан (рис. 152).
Учитывая специфику развития экономики Казахстана, в последние годы большое внимание уделяется перспективным научно-техническим направлениям, таким как освоение и глубокая переработка минерального сырья с помощью физических, химических и информационных технологий; развитие информационных технологий; использование космического мониторинга и геоинформационных технологий; создание новых высокомолекулярных веществ, производство чистых материалов и сплавов; развитие научно-технологической биологии, разработка продукции в отраслях биотехнологии и генной инженерии; атомная технология.
Подумайте, почему кроме отраслевых научных организаций в нашей стране имеется Национальная академия наук Республики Казахстан и каковы ее функции. Обсудите и оцените ответы друг друга.
Для сохранения потенциала крупных отраслевых научных организаций, лидирующих в своих областях знаний, в республике действуют пять национальных научных центров (Национальный ядерный центр, Национальные центры по комплексной переработке минерального сырья, биотехнологии, радиоэлектронике и связи).
Кроме того, на базе академических научно-исследовательских институтов были созданы три научных центра: наук о земле и металлургии обогащения, биологических и астрофизических исследований.
Основные области научных исследований в Казахстане. В области наук о Земле: создана серия геолого-экономических карт с элементами прогноза, раскрывающая состояние и перспективы развития основных видов минерально-сырьевых ресурсов Казахстана; издана карта прогноза нефте- и газоносности республики; разработаны новые прогрессивные геоинформационные системы и базы гидрогеологических данных; созданы физические и динамические модели формирования очаговых зон сильных землетрясений.
Отдел водных проблем, отдел географии и геоэкологии и специализированные лаборатории занимаются проблемами гляциологии, ландшафтоведения и проблем природопользования, геоморфологии и геоинформационного картографирования, географии туризма и рекреационной географии, водных ресурсов; водообеспече-ния природно-хозяйственных систем, гидрохимии и экологической токсикологии; природных опасностей; географических информационных систем.

Вопросы и задания
1. Перечислите основные области исследований в Казахстане. Приведите примеры.
2. Как вы думаете, почему в нашей стране большое внимание уделяется созданию динамических моделей формирования очаговых зон сильных землетрясений? Обсудите ответы и оцените друг друга.
3. Дайте оценку будущему науки в Казахстане. В какой области, на ваш взгляд, будут сделаны открытия? Ответы подкрепите примерами, оцените друг друга.
§ 60. НАУКА БУДУЩЕГО

Если говорить о науке в современном ее значении, то временем ее зарождения можно считать XVI-XVII вв. В этот период наука понимается как естествознание, которое способно строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Наиболее известные в те времена ученые — Кеплер, Гюйгенс, Галилей, Ньютон. Появляются институты, академии наук. Например, в 1662 г. в Великобритании образовано Лондонское королевское общество, а в 1666 г. во Франции открыта Парижская академия наук.
Развитие наук будущего. Бурное развитие наук приходится на XX век. Появились новые научные отрасли в различных областях: в физике, медицине, биологии, химии, технике, компьютерных и космических нанотехнологий. Они позволили человеку освоить и исследовать не только нашу Землю, но и выйти далеко за ее пределы. Рассмотрим две науки — нанотехнологию и биотехнологию.
Нанотехнология — область фундаментальной и прикладной науки и техники. Например, изобретение в нанотехнологии — это нано-проводники (они помогут «перепрограммировать» электронику будущего) (рис. 154) и нанопластыри (их можно будет использовать при борьбе с одним из самых страшных заболеваний на Земле — раком).
Используя интернет-ресурсы, найдите информацию о нанопроводниках. Обсудите, где их будут применять в будущем.
Биотехнология — это дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии. Ее основные направления — это производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов. Например, создание трансгенных растений и животных, полученных путем генно-инженерных операций.
Будущая наука XXI в. будет принципиально отличаться от науки XX в., так как перед ней поставлена сверхзадача — сохранение жизни на Земле. Новые научные области, созданные на стыке различных дисциплин: науки о жизни, достижений ядерной физики, управляемых термоядерных реакций для создания искусственного микросолнца, изучения химических межпланетных воздействий, космологии и генной инженерии — станут решать различные глобальные проблемы: голод, болезни, перенаселенность, экологические проблемы и др.
Главная задача генной инженерии — не только победить генетические болезни, но и приостановить процесс старения человека. Сейчас ученые разрабатывают методы генотерапии. Тогда у врачей появится возможность заменять в организме пожилых людей поврежденные в результате мутаций гены на нормальные.
Помидор FlavrSavr был первым генетически созданным выращиваемым продуктом питания для человека (рис. 155). На сегодня в мире и у нас в Казахстане много трансгенных растений (томаты, картофель, капуста, кукуруза, зерновые культуры), которые выращивают для употребления в пищу.
Вопросы и задания
1. Дайте определения ключевым понятиям: нанотехнология, биотехнология, генная инженерия.
2. Как вы думаете, решит ли генная инженерия проблемы человечества в обеспечении продуктами питания? Приведите примеры, обсудите ответы и оцените друг друга.
3. Оцените развитие космической науки в мире и Казахстане. Какие перспективы имеются у данной науки?
Практическая работа Я изменю мир к лучшему!
Цель: проводить исследования в разных областях науки и описывать их в форме эссе, развивать творческое и критическое мышление учащихся.
Ресурсы: учебная и дополнительная литература по предложенным исследованиям, лист А3, цветные фломастеры.
Ход работы
Задание 1. Напишите краткое эссе по заданной теме. Сделайте выбор исследований и обоснуйте ваше решение. Вы можете предложить свои варианты исследований дополнительно к предложенной таблице.
№ Название исследования Необходимость исследований
1 Физика
2 Астрономия
3 География
4 Биология
5 Экология
6 Медицина
7 Информатика
8 Энергетика
9 Роботостроение
10 Транспорт
11 Космос
12 Фармацевтика
11 Ваши варианты
Задание 2. Обсудите и оцените самостоятельно написанные эссе. Составьте постер «Я изменю мир к лучшему!» на основе ваших эссе. Взаимооценка.

Предложения интернет-магазинов