Естествознание, 6 класс, Очкур Е.А., Белоусова Т.Г., Паимцева Н.А., Ударцева В.М.

Естествознание, 6 класс. Учебник содержит 7 разделов. В начале каждого параграфа выделены ключевые понятия — главное, что вы узнаете из этого параграфа. В конце параграфов дается рубрика “Проверьте свои знания”, которая включает контрольные вопросы для проверки усвоения программного материала и различные творческие задания. В рубрике “Это интересно” дается эвристический материал. Рубрика “Проведи самоанализ” мотивирует вас дать самооценку вашим достижениям на уроке.

Естествознание, 6 класс, Очкур Е.А., Белоусова Т.Г., Паимцева Н.А., Ударцева В.М.

Описание учебника

По данной исследовательской работе определены следующие цели:
1. Провести исследовательскую работу по изучению характера течения, глубины реки, размеров и формы наносов реки, водного режима.
2. Изучить экологические проблемы реки.
3. Ознакомиться с флорой и фауной реки.
4. Собрать данные об истории названия реки, начале хозяйственного освоения.
5. Проследить изменения в данной экосистеме, происходящие в течение определенного периода времени.
Исходя из вышеназванных целей, обозначены следующие задачи:
1. Выбрать подходящий водоток для полевых исследований, (можно собрать данные, используя дополнительные источники информации).
Книга предоставлена исключительно в образовательных целях согласно Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217
Все учебники Казахстана на OKULYK.KZ
2. Найти на топографической карте участок исследуемой реки, изучить нахождение ближайших микрорайонов, сел, ферм, предприятий, а также узнать, имеются ли поблизости от реки дачные поселки, детские лагеря, турбазы.
3. Вычислить примерную длину русла в пределах карты, ширину реки.
4. Составить перечень состава животного и растительного мира участка реки.
5. Собрать информацию о хозяйственном использовании реки методом опроса местных жителей, старожилов, из других источников информации.
6. Обработать имеющиеся архивные данные, газетные заметки, дополнительную литературу по данному вопросу.
7. После проведения исследовательской работы составить перспективный план мероприятий по экологической защите водной экосистемы от загрязнения.
8. Оформить наработанные материалы в виде проекта.
Задание:
Проанализируйте причины высыхания Аральского моря. Как вы думаете, имеет ли отношение экологическая проблема Аральского моря к сегодняшнему уроку?
Проведите самоанализ.
Было интересно. Теперь я знаю, что… Меня удивило.
§59 Пути решения экологических проблем
Человек извлекает все больше полезных ископаемых из недр земли. Как вам уже известно, на заводах, фабриках и тепловых электростанциях используются фильтры. Однако актуальными остаются проблемы разлива нефти, понижения уровня воды в Аральском море и др.
Остановимся на тех экологических проблемах, которые мы в состоянии решить самостоятельно. Например, повторно использовать те или иные предметы. Население и промышленность тратит все больше
Сегодня на уроке:
• рассмотрим экологические проблемы своего региона и способы их устранения.
«Книга предоставлена исключительно в образовательных целях
согласно Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217Рассмотрев рисунок 191, приведите примеры путей решения проблемы скопления большого количества мусора и отходов вокруг крупных населенных пунктов.
Одним из действенных способов эффективной переработки отходов является их раздельное складирование (рис. 190).
• экологические проблемы
• пути решения экологических проблем
• переработка отходов
Проверьте свои знания:
Какие экологические проблемы встречаются в месте вашего проживания? Как их можно решить?
Для чего высаживаются деревья во дворах? Как школьники могут помочь решать проблемы, связанные с отрицательным влиянием люден на природу?
Назовите примеры путей решения проблемы скопления большого количества мусора и отходов вокруг крупных населенных пунктов.
Задания:
1 Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопрос: как экологическая проблема проявляется в повседневной жизни?
2 Рассмотрев причины появления экологических проблем, предложите пути их решения.
проблемы и их причины

Наша страна может быть не только потребителем, но и экспортером «зеленых» технологий, в том числе в солнечной энергетике и решении проблем изменения климата (рис. 192).
В современном мире для того, чтобы улучшать качество жизни, требуется постоянно наращивать потребление энергии. Однако наступает дефицит по многим видам топливно-энергетических ресурсов, и прежде всего дешевых и более качественных энергоресурсов (рис. 192, 193). В настоящее время 85% производимой энергии получают при сжигании органических видов топлива, т. е. нефти, угля и газа. Согласно прогнозам основные источники энергии закончатся приблизительно через 40—100 лет. Запасы нефти могут быть исчерпаны через 40—50 лет, газа — через 80 лет, урана — 80—100 лет, а угля через 400—500 лет.
Казахстан обладает огромными запасами энергетических ресурсов, при этом 42% энергии мы получаем за счет использования угля, 39% — за счет газа, 17% — из нефти, а на долю возобновляемых источников приходится 0,2%.
В этой связи переход на использование альтернативных источников становится весьма актуальным. Чтобы избежать экологической катастрофы, эксперты предполагают, что до конца XXI в. доля использования солнечной и других возобновляемых источников энергии должна составить не менее 65% (рис. 192, 193).
Развитие альтернативной энергетики является приоритетным направлением и для Казахстана.

Проверьте свои знания:
Для чего мы используем электрическую энергию?
Увеличивается или уменьшается количество потребления электроэнергии? Из чего сейчас в основном получают электроэнергию?
Какие возобновляемые источники энергии необходимо использовать в большей степени?

ОТКРЫТИЯ, МЕНЯЮЩИЕ МИР
§61 Значение открытий, изменивших мир
У всех великих открытий и изобретений есть своя история. Общечеловеческая история больших изобретений проходит путь от первых примитивных орудий труда до современных компьютеров; от лодок-каноэ до атомных ледоколов; от воздушных шаров до космических ракет и космических станций и т. д. Важные изобретения не просто решают отдельно взятую проблему, а открывают возможность реализации многих идей. Они открывают новые возможности.
Около 1,5 млн. лет назад люди открыли полезные свойства огня. Он стал основной, неотъемлемой частью благосостояния человека.
Следующим открытием, которое полностью изменило наш мир, является мореплавание. Лодка с веслом стала первым транспортным средством людей, особенно тех, кто жил вблизи больших рек и морей. И история мореплавания начинается с лодки-долбленки, которую изобрел человек. Это изобретение (лодка и весло) получило продолжение в виде кораблей (включая подводные).
Открытие металлов позволило человечеству шагнуть далеко вперед. Придя на смену каменным орудиям труда, металлы очень скоро проникли во все отрасли быта, труда, военного дела и произвели переворот во всех сферах жизни.
Воздухоплавание. В XIX в. появились летательные аппараты, принцип действия которых был основан на законах аэродинамики. Поднявшись в небо, человечество одержало победу над временем и расстоянием.
Открытие атома позволило создать атомные электростанции, атомные ледоколы, ускорители и т. п.
Ключевые понятия:
• мореплавание
• воздухоплавание
• информация
• средства коммуникации
• электричество

Средства коммуникации — это информационная революция: мгновенная передача информации на большие расстояния; связь с самыми дальними уголками планеты, возможность все видеть, слышать и обо всем знать. Развитие коммуникационных технологий эффективно сократило мировые расстояния (рис. 194). Всего за 120 лет мы перешли из мира, в котором проходило несколько недель, пока вести распространялись по стране, в мир, в котором мы можем воочию наблюдать, что происходит на другом конце земного шара. Появление массовых коммуникаций изменило наши взаимоотношения и обеспечило простой доступ к информации.
Большинство современных изобретений из этого списка не были бы даже отдаленно возможны, если бы не величайшее из них — электричество.
Изобретение электричества. Электрическая лампочка — сегодня неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного человека.
Данный список открытий может быть продолжен: изобретение радио, компьютера, телефона и т. д.
Проверьте свои знания:
Перечислите основные открытия, изменившие мир. Каким образом создание телефона изменило вашу жизнь?
Задание:
Докажите, что электрическая лампа — основное открытие, изменившее мир.

Предложения интернет-магазинов