Как изучать окружающий мир в начальной школе, Смирнова М.С.

Как изучать окружающий мир в начальной школе. Книга представляет собой практико-ориентированное учебнометодическое пособие, посвященное проблемам методики обучения предмету «Окружающий мир».
Материалы книги будут полезны студентам бакалавриата и магистратуры, а также учителям начальной школы. Они могут быть использованы в аудиторной и внеаудиторной работе, в процессе выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Как изучать окружающий мир в начальной школе, Смирнова М.С.


Описание учебника

Рассмотрение проблем сохранения чистоты окружающей среды затрагивает эмоциональную сферу младшего школьника. Поэтому он активно включается в практическую, исследовательскую деятельность, реализация которой возможна благодаря различным методические приемы. Учитель выберет их самостоятельно исходя из конкретных условий обучения. Представляется целесообразным оценить и вклад такой работы в формирование экологической культуры младшего школьника. Приведем примеры для оценки сформированности экологической культуры младших школьников. Это могут быть тесты или вопросы для обсуждения.
1. Выбери автомобиль для поездки по городу.
а) маленький автомобиль;
б) большой автомобиль. Верный ответ: а
2. У вас дома есть вещи, которые вам уже не нужны. Что вы с ними сделаете? Каково будет ваше решение?
а) эти вещи никому не пригодятся. Выкину их на свалку;
б) ) дам «вторую жизнь» вещам. Или отдам другим людям. Возможно, кто-то нуждается в этих вещах.
Верный ответ: б
3. Расстояние от дома до школы составляет около 1 км. Как ты будешь добираться до школы?
а) пойду пешком;
б) поеду на общественном транспорте;
в) попрошу родителей довезти на автомобиле. Верный ответ: а
4. Твоя семья проживает в двухкомнатной квартире. На кухне и в одной из комнат есть телевизоры. Мама предложила купить еще один телевизор. Каково твое отношение к такому предложению?
а) отличная идея. Теперь я смогу везде смотреть телевизор;
б) предложу маме отказаться от покупки. Увеличатся затраты энергии в квартире, придется больше платить денег;
в) предложу маме отказаться от покупки. Увеличатся затраты энергии в квартире. Нет необходимости в приобретении еще одного телевизора, двух достаточно.
Верный ответ: в.
5. Какую книгу ты хотел бы купить?
а) обычная, напечатанная на бумаге;
б) электронная. Верный ответ: б.
Практическое задание. Реши задачу. Как лучше добраться до школы? Условия:
1. Расстояние от дома до школы составляет около 1 км.
2. За 1 час человек проходит 4-5 километров.
Обдумай ситуацию. Высчитай время в пути. Выбери способ, который тебе больше нравится. Почему?
Например, сколько времени потребуется ученику, чтобы дойти до школы пешком? Какая энергия будет затрачена при этом?Особенность строения игровой деятельности — это наличие воображаемой ситуации. Л.С. Выготский считал, что центральным и характерным для игры является создание « мнимой ситуации». 3 Кроме того, игра содержит важный элемент развития человека -самооценку. В игре участники овладевают опытом человеческой действительности, в ней отражаются социальные отношения. А.Н. Леонтьев ввел понятие игровой роли, рассмотрел различные виды игр и их развитие, подчеркнул необходимость изучения динамики мотивации игр и содержательной стороны игровой деятельности.
Таким образом, психологической наукой разработана теория и раскрыта структура игровой деятельности, выявлено воздействие игры на развитие интеллектуальной сферы ребенка и в целом на личность.
Несмотря на достаточную изученность феномена игры, единого мнения в трактовке понятия «игра» не достигнуто.

Теоретическая подготовка может включать повторение основных понятий и ведущих идей, практическая — подразумевает подготовку к организации намеченных практических работ, использование ИКТ.
Под организационной подготовкой понимается знакомство учащихся с перспективой работы группами, режимом работы и правилами игры.
На подготовительном этапе учителем осуществляется работа по формированию групп (5-7 человек). Чем меньше группа, тем меньше идей генерируется, но тем более активно проходит обсуждение идей. В больших группах у учащихся меньше возможностей для самовыражения.
При комплектовании групп следует учитывать требования к выполнению определенных функций в процессе игры.
1. Учащиеся должны работать примерно в одинаковом темпе.
2. Желательно, чтобы в состав группы входили учащиеся с различной внеучебной информированностью и разными интересами.
3. Необходимо учитывать взаимоотношения между учащимися в группе.
При формировании группы необходимо исходить из желаний самих
учеников или указаний учителя. В том случае, если игра проводится регулярно, то функции руководства могут переходить от одного ученика к другому.
При ролевой игре целесообразно иметь руководителей в каждой группе.
При общении в группах могут возникнуть некоторые проблемы, поэтому участников должны уметь или стремиться к тому, чтобы: воспринимать требования и нормы; подчиняться этим требованиям или цели общего дела; быть готовым стать руководителем, уметь оказывать помощь, преодолевать противоречия или конфликты; выбирать средства передачи своих мнений, чтобы добиваться полного взаимопонимания, усвоить особые средства коммуникации.
Наиболее эффективно формирование гетерогенных групп. Комплектование групп может проходить по желанию учителя или учащихся. При проведении игры исключительно важны знания учителя о психологическом климате в коллективе. По ходу игры учителю при необходимости надо уметь « погасить» тех, кто мешает ее проводить.
Основная деятельность учителя смещается на подготовительный этап. Он планирует ход и содержание предстоящей игры, разрабатывает материалы к ней. Руководство учителя осуществляется устно или письменно, оно дается до начала групповой работы. В ходе игры учитель может вмешиваться в деятельность группы, что очень важно и с дидактической, и с воспитательной точки зрения. При игре постоянного контакта с учителем нет, он включается при необходимости.
Второй этап — собственно игра.
Рекомендуем начинать его с так называемого ввода в игру, подразумевая под этим вступительную часть, цель которой заключается в реализации двух функций — инструктивной и эмоциональной «подзарядки» школьников. Главное условие успешного проведения игры — создание особой атмосферы в классе, такой эмоциональной обстановки, которая бы подчеркивала нестандартность урока-игры. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Успех игры определяется успешностью этого этапа, степенью его эмоционального воздействия на учеников. Также надо создать психологическую установку учащихся на игру и обратить познавательные задачи к эмоциональной сфере — это является условием эффективности игры. Помимо словесного воздействия значение для создания эмоционального фона приобретает атрибутика игры.
Инструкция предполагает знакомство учащихся с правилами игры, ее регламентом, режимом. Следует соблюдать несколько основных правил.
1. Строго ограничивать учащихся во времени, отведенном на выполнение задания.
Известно, что если учащихся не ограничивать во времени, то на выполнение
задания уходит времени в 3-4 раза больше, а уровень знаний при этом снижается. При ограничении во времени резко возрастает сосредоточенность в работе учащихся, и таким образом повышается ее эффективность.
2. Соблюдать необходимый уровень дисциплины. В основном это правило касается проведения игр в среднем звене школы.
3. Существенным показателем эффективности применения той или иной формы обучения является время, затраченное на изучение вопроса.
Следующий этап работы — выполнение заданий школьниками. Вид
игры и ее конструктивные особенности детерминируют особенности
организации познавательной деятельности учащихся.
6Табл.7
Деятельность учителя и учащихся при анализе конкретных ситуаций
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Знакомство школьников с целями игры. Ознакомление с правилами игры и ее режимом. Ввод в игру. Усвоение информации
Наблюдение за работой школьников, коррекция поведения, соблюдения режима работы. Групповая работа по выработке решения предложенной проблемной ситуации
Организация внимания учащихся Представление, «защита» проектов или решений.
Организация дискуссии Обсуждение проектов
Помощь школьникам в подведении итогов Выработка единого проекта, составленного из лучших идей или выбор наилучшего проекта.
Организация обсуждения итогов урока -игры Участие в обсуждении, рефлексия
Реализация игры в виде анализа конкретных ситуаций, на наш взгляд, имеет ряд особенностей. Во-первых, этот вид игр не требует большой по объему и продолжительной подготовки ни со стороны учителя, ни со стороны учеников. В условиях жесткого лимита времени значительно возрастает интенсивность труда школьников. Возможно, отсутствие ролей и длительной подготовки не способствует глубокой и тщательной проработке проблемы, однако в ряде случаев это не является существенным недостатком. Например, если дидактическая цель игры — развитие интереса школьников к изучению какой-то проблемы, то глубина проработки всех аспектов проблемы — не самый большой недостаток. Поэтому одним из критериев выбора вида игры может быть ее дидактическая цель.

Какие инновации появились в школе?
Какие приемы обучения действительно являются новыми?
Каковы инновационные процессы в методике обучения? В педагогической литературе, в информационно-образовательной среде появилось большое количество публикаций, посвященных использованию в учебно-воспитательном процессе новых педагогических технологий. Однако хотелось бы заострить внимание на вопросе о том, являются ли инновационные технологии таковыми на самом деле. В связи с этим рассмотрим кратко их сущность.
«Перевернутый класс» предполагает иную организацию учебного процесса в отличие от традиционного пути. Активную работу с учебным материалом школьники осуществляют не во время классной работы (аудиторной, контактной), а во внеурочное время. Такая домашняя работа проводится на основе широкого использования дополнительных ресурсов, прежде всего, электронных. Обсуждение, более глубокое или детальное изучение этого материала проводится на уроке. Таким образом, акцент в работе учителя и учеников смещается в иную плоскость. Как известно, в школах на протяжении многих десятилетий практикуется т. н. опережающее задание. Поэтому полагаем, что, во-первых, «перевернутый класс» нельзя назвать инновационной технологией, тем более, что blending learning уже в течение многих лет применяется в зарубежных школах, где неоднократно была доказана его эффективность.

Предложения интернет-магазинов