Концепции современного естествознания — Учебник — Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.

загрузка...

Концепции современного естествознания. В учебнике рассматриваются важнейшие концепции современного естествознания: этапы развития естественно-научной картины мира, современные представления о строении и развитии природы микро-, макро- и мегамиров; эволюция представлений о пространстве, времени и материи; принципы относительности и дополнительности; соотношение неопределенностей; законы сохранения в микро- и макромире; природа элементарных частиц, энергии и вещества; концепции происхождения эволюции живой природы и человека; биосфера и экология…

Концепции современного естествознания — Учебник — Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.

Описание учебника

Проведенные наблюдения, сопоставление и анализ научных данных указывают на необходимость сосредоточения усилий на второй возможности. При этом основное внимание надо обратить на поиск новых объектов и исследование ядер галактик и квазар. Здесь возможны две гипотезы. Одна предполагает, что сами ядра галактик и квазары связаны с деятельностью цивилизаций. Вторая — что цивилизации используют огромный поток излучения, испускаемый ядрами галактик и квазарами, подобно тому, как мы используем солнечную энергию.
Таким образом, астрофизические исследования, данные биологии, кибернетики и других наук показывают большую вероятность обнаружения внеземных цивилизаций. В настоящее время необходим кардинальный пересмотр исходных представлений о том, какими могут оказаться эти цивилизации и какова должна быть методика их поиска. В этом отношении плодотворной концепцией является предположение о существовании суперцивилизаций (в которую может, в частности, превратиться и наша). Основными методами их обнаружения является ряд экспериментов.
Во-первых, поиск и исследование источников чернотельного излучения с максимумом интенсивности в диапазоне миллиметровых инфракрасных волн с целью выявления очень больших конструкций. Здесь кажется очень перспективным синтезирование изображения исследуемых источников с помощью интерферометров со сверхдлинной базой или выявление очень компактных объектов методом мерцания.
Во-вторых, поиск связных сигналов от подозреваемых объектов. Весьма перспективным представляется диапазон миллиметровых волн, где находится максимум реликтового фона.
Оценки возможности обнаружения показывают, что в результате реализации тщательно подготовленных крупнейшие радиотелескопы, программа поиска внеземных цивилизаций может дать положительные результаты даже в течение ближайших десятилетий и огромный объем информации, накопленной во Вселенной за миллиарды лет, станет доступным и для человечества.
ВЫВОДЫ
1. Человек как предмет естественно-научного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека методами естественно-научного познания. Антропогенез — один из разделов антропологии (науки о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества.
2. В науке господствует вытекающая из теории эволюции Дарвина, концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX в. генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.
3. Сходство человека и животного определяется вещественным составом, строением и поведением, одинаковостью эволюции человеческого зародыша и животного, а также наличием у человека рудиментарных органов. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд — стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
4. Происхождение человека — уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным процессам. Под критериями человека понимается некое фундаментальное свойство, в котором отразилась бы специфичность человеческого общества. В качестве таких критериев обычно рассматриваются: а) наличие труда как сугубо человеческой деятельности; б) сочетание прямохождения, свободной руки и сложного мозга.
5. Морфологическое развитие человеческого мозга и становление первичной социальной организации завершилось 30-40 тыс. лет назад. Переломный момент в эволюции языка скорее всего произошло более 1 млн лет назад в экваториальной Африке.
6. Линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «Человек умелый» (австралопитек) — «Человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп) — «Человек неандертальский» — «Человек разумный» (кроманьонец). После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.
Вопросы для контроля знаний
1. Какие гипотезы происхождения человека вам известны?
2. Какие сходства и отличия человека и животных вы знаете?
3. Что способствовало появлению у человека речи и абстрактного мышления?
4. Что понимается под способностью человека к труду?
5. Какое место занимает человек в системе живого?
6. Каковы гипотезы Ч. Дарвина и Э. Геккеля о происхождении человека?
7. Какие антропологические данные подтверждают естественную эволюцию человека?
8. Как вы думаете, продолжается ли в настоящее время эволюция человека? Обоснуйте свой ответ.
9. Охарактеризуйте эволюцию культуры человека.
10. Человек есть разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. Можно ли отнести это определение к ребенку?
11. Каким образом можно осуществлять поиск внеземных цивилизаций?
Глава 17. ЧЕЛОВЕК
Человек есть мера всем вещам: существованию — существующих и несуществованию — несуществующих.
Протагор (V в. до н. э.)
17.1. Физиология человека
Физиология человека как наука о жизнедеятельности здорового организма человека и функциях его составных частей: клеток, тканей, органов и систем — зародилась в XVIII столетии. Основоположником физиологии как самостоятельной отрасли знаний является английский ученый Уильям Гарвей, описавший большой и малый круги кровообращения в 1628 г. Физиология человека базируется на функционировании основных систем организма людей, таких как кровеносная, лимфатическая, пищеварительная, нервная, дыхательная и др.
Физиологи Д. Эклс, Э. Хаксли, А. Ходжкин установили ионные механизмы важнейших физиологических процессов — возбуждения и торможения, за что были отмечены Нобелевской премией (1963 г.). Как известно, нервы и мышцы относятся к возбудимым образованиям. Это значит, что в ответ на раздражение в них возникают различные электрические потенциалы. Согласно ионно-мембранной теории биоэлектрических потенциалов, созданной в середине XX столетия А. Ходжкиным, Э. Хаксли, Б. Катцом, они обусловлены неодинаковой концентрацией ионов К+, Na+, Сі» внутри и вне клетки и различной проницаемостью для них поверхностной мембраны. Позже были открыты медиаторы (нейротрансмиттеры), что легло в основу учения о химическом механизме передачи нервного импульса.

К выделительным органам относятся почки, кожа, потовые, сальные железы, легкие. Функции почек многообразны:
1) участие в регуляции водного баланса организма;
2) участие в постоянстве ионного баланса;
3) регуляция осмотического давления во внутренней среде организма;
4) поддержание кислотно-щелочного равновесия и др.
Основная функция почек — удаление из организма вредных
и чужеродных для него веществ путем образования и выведения мочи. Почки каждую минуту пропускают более 1 литра крови, а всего ими за сутки фильтруется и очищается 1700 л крови. Моча выделяется в количестве 1-1,5 л в сутки. В норме у здорового человека моча содержит только вредные продукты метаболизма и не должна содержать глюкозу и белок.
Наряду с нервной регуляцией функций в организме человека существует гуморальная (гормональная) регуляция с помощью биологически активных веществ — гормонов. Нервная и гуморальная регуляции функций в организме взаимосвязаны. Гормоны в организме человека влияют на следующие процессы:

Предложения интернет-магазинов