Методика обучения естествознанию, 10 класс, Одинцова Н.И., Королев М.Ю.

Методика обучения естествознанию, 10 класс. В пособии представлены материалы по методике обучения новому интегрированному учебному предмету «Естествознание», разработанные в соответствии с ФГОС. Приведены методические рекомендации и конкретные примеры по всем темам курса естествознания для 10-х классов. Описаны приемы организации различных видов деятельности школьников: учебный эксперимент, работа с цифровыми образовательными ресурсами, проектная деятельность и др.

Методика обучения естествознанию, 10 класс, Одинцова Н.И., Королев М.Ю.


Описание учебника

Пособие посвящено методическим вопросам, связанным с содержанием нового интегрированного школьного курса «Естествознание-10». Оно является продолжением пособия «Методика обучения естествознанию (общие вопросы)» и опирается на приведенную в нем примерную программу курса естествознания для 10 класса, разработанную на основе системно-деятельностного подхода.
Согласно этой программе, естествознание в старшей школе включает в себя две содержательные линии «Естественнонаучная картина мира» и «Практическое естествознание». Линии развиваются сравнительно независимо друг от друга (подобно лекционному материалу и практикуму в вузовских курсах). Они взаимно дополняют друг друга и служат достижению двух приоритетных задач обучения естествознанию: 1) сформировать у учащихся целостную современную систему научных знаний об окружающем мире (естественнонаучную картину мира); 2) вооружить учащихся методами научного познания и ориентирами в решении практически важных задач.
В связи с такой структурой программы пособие содержит два раздела, каждый из которых посвящен методике изучения одной из содержательных линий.
В первом разделе «Методика изучения содержательной линии «Естественнонаучная картина мира»» представлена методика преподавания четырех тем программы «Естествознание — комплекс наук о природе», «Мегамир», «Макромир: общие закономерности» и «Макромир: особенности живой природы». Ведущий вид деятельности школьников в рамках этой содержательной линии — систематизация знаний. Поэтому в пособии содержатся указания по организации такой деятельности: по каждой теме обоснована логика изучения, даны пояснения о том, на какие знания по физике, химии и биологии из курсов основной школы можно опираться при формировании у учащихся системы знаний об окружающем мире, приведены методические рекомендации по формированию такой системы. Акцент сделан на методике изучения специфичных для естествознания вопросов «на стыке наук» и актуальных аспектов современного естествознания.
Во втором разделе «Методика изучения содержательной линии «Практическое естествознание»» представлены методические указания по преподаванию практико-ориентированной темы «Естествознание и здоровье человека» и методика организации разных форм работы школьников на уроках естествознания в 10-м классе: проведение наблюдений и экспериментов, решение задач, работа с цифровыми образовательными ресурсами, проектная деятельность. Ведущий вид деятельности в рамках содержательной линии «Практическое естествознание» — ориентировочная деятельность, которая заключается в том, чтобы разобраться в новых ситуациях. Она включает в себя: 1) анализ ситуации; 2) постановку цели, вытекающей из анализа ситуации; 3) планирование пути ее достижения; 4) контроль и коррекцию своих действий в ходе выполнения плана. В пособии содержатся методические рекомендации и примеры организации такой деятельности для каждой из перечисленных форм работы школьников по различным темам курса 10-го класса.
Следует отметить, что пособие является результатом работы коллектива авторов по преподаванию в магистратуре «Современное естествознание» (направление «Педагогическое образование») Московского педагогического государственного университета. При написании пособия мы опирались на свой опыт преподавания таких дисциплин как «Естественнонаучная картина мира», «Концепции современного естествознания», «Фундаментальное естествознание», «Современная физика», «Физические основы биологических процессов», «Проблемы астрофизики и космологии», «Методика обучения естествознанию в средней школе», «Методика организации проектной деятельности учащихся в образовательной области Естествознание» и др.
Пособие адресовано студентам и преподавателям педвузов, а также преподавателям и слушателям курсов переподготовки учителей. Может быть использовано для самообразования учителей естественнонаучных предметов.
Авторы выражают искреннюю благодарность профессору Л.В. Королевой за ценные советы и замечания; проф. Е.Б. Петровой, преподавателям кафедры А.В. Опариной и Ю.С. Яблошевской за помощь в подготовке пособия к изданию.
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА»
1.1. Естествознание — комплекс наук о природе
Тема «Естествознание — комплекс наук о природе» носит вводный характер. В рамках этой темы у учеников должны сложиться начальные контуры естественнонаучной картины мира, которые будут расширяться, усложняться и обрастать новыми примерами на протяжении всего курса естествознания. В связи с этим учителю не стоит пытаться «объять необъятное» и перегружать материал большим числом естественнонаучных терминов, определений и философских рассуждений.
Логика изучения темы развертывается как поиск ответа на вопрос «Что объединяет все естественные науки?» (см. рис. 1).
Что объединяет все естественные науки?
Рис. 1
Для того чтобы эта логика была осознана учащимися, полезно на первом уроке по теме составить приведенную на рисунке схему в ходе совместного обсуждения. Методика такого обсуждения описана в параграфе 2.4 первой книги [37, с. 42-43].
В соответствии с этой логикой тема включает четыре цикла: «Вещество и поле», «Пространство и время», «Методы научного познания» и «Универсальные понятия естествознания» (см. программу по естествознанию в приложении [37, с. 56-57]).
В рамках первого цикла «Вещество и поле» изучаются философские вопросы о формах существования материи, классификация и структурные уровни строения веществ, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, а также типы физических полей и особенности каждого из них.
Все перечисленные вопросы представлены в курсе физики и химии основной школы и не являются для учащихся новыми. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся на основе имеющихся у них знаний сформировать общие представления об объекте изучения естествознания.
Естествознание изучает материальные природные объекты, то есть те, что существуют независимо от нас и наших знаний о них. Для того чтобы этот факт был осознан учащимися, предложите им привести примеры материальных (Солнце, планеты, микробы, снежинки, атомы и т.п.) и нематериальных объектов (мысли, чувства, взаимоотношения между людьми и т.п.). Примеры материальных объектов не вызывают у учащихся затруднений, однако обычно они не упоминают физические поля. В ходе обсуждения стоит акцентировать на этом внимание и пояснить, что гравитационное, магнитное и другие физические поля также существуют независимо от нас и наших знаний о них, и, значит, являются одним из видов материи.
Таким образом, все материальные объекты можно разделить на два больших класса: вещество и поле. В современном естествознании для объяснения космологических явлений вводится и третий класс: объекты неясной физической природы — темная материя и темная энергия. Однако, если учащиеся не назовут эти понятия в качестве примеров, упоминать о них во вводной теме не стоит.

Предложения интернет-магазинов