Опытно-экспериментальная работа младших школьников по естествознанию, Осолодкова Е.В.

Опытно-экспериментальная работа младших школьников по естествознанию. Пособие предназначено для учителей начальных классов, а также студентов факультетов подготовки учителей начальных классов педагогических университетов и колледжей. В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественнонаучные эксперименты, организуемые с младшими школьниками; подробно рассказано об учебно-опытном участке начальной школы; даны методические рекомендации для проведения экспериментальных работ на учебно-опытном участке с учащимися младших классов.

Опытно-экспериментальная работа младших школьников по естествознанию, Осолодкова Е.В.

Описание учебника

РАЗДЕЛ I ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Эксперимент и наблюдения — главные методы познания природы
Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Философское осмысление данный метод впервые получил в трудах Френсиса Бекона, который призывал к исследованию явлений природы с помощью наблюдений и эксперимента. Им же разработана первая классификация эксперимента.
Существует множество определений, вскрывающих сущность эксперимента как метода научного познания. Приведем некоторые из них.
«Современный словарь иностранных слов» [15] содержит такое определение: эксперимент — это: «1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
Большая советская энциклопедия добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию результатов» [2].
Философская энциклопедия определяет эксперимент как чувственно-предметную деятельность в науке, которая осуществляется теоретически познанными средствами.
Экспериментальный путь изучения природы является наиболее значимым для открытия ее закономерностей. Эксперимент имеет определенные преимущества перед наблюдением, хотя оно и является обязательным его компонентом. Выдающийся физиолог И.П. Павлов, великий мастер научного эксперимента, писал: «Опыт как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое, и, таким образом, в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» [10].
Преимущества эксперимента в исследовании природы выделяет такой известный философ, как О.М. Сичиви-ца. О.М. Сичивица обращал внимание на тот факт, что экспериментирование — это такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется течение естественных процессов [13].
В.А. Штофф акцентирует внимание на практической, чувственно-предметной стороне эксперимента: «эксперимент есть вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящий в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных приборов и инструментов, благодаря чему удается: 1) устранить, изолировать изучаемое явление от влияний побочных несущественных и затеняющих его сущность влияний и изучать его в чистом виде; 2) многократно производить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата» [16].
Как видно из приведенных определений, одни авторы подчеркивают практическую значимость эксперимента, другие уделяют больше внимания его теоретическому аспекту. Единство теории и практики, составляющие сущность эксперимента, подчёркивают определения БСЭ.
Эксперимент может выступать в двух взаимосвязанных видах: мыслительном и материальном.
Материальный эксперимент планируется, строится, затем проводится, то есть исследуемый материальный объект или явление сначала определяются теоретически. В материальном эксперименте велика роль логического мышления. Органы чувств поставляют мышлению эмпирические данные, которые содержат не только существенную, но и второстепенную информацию. Чтобы познать сущность изучаемого с помощью эксперимента, надо уметь отделить второстепенное.

Предложения интернет-магазинов