Информатика. Задачник для 3 класса. Цветкова М.С.

Информатика. Задачник для 3 класса. Задачник выполнен в форме путешествия виртуального героя — робота Вопросика — по стране Информатики. Каждое задание оформлено как путешествие по одному из городов страны Информатики и содержит тематический набор задач. Пособие предназначено для использования как на уроках информатики, так и во внеурочной деятельности.

Информатика. Задачник для 3 класса. Цветкова М.С.

Описание учебника

Дорогой друг!
Открыв эту книгу, ты попадёшь в удивительную страну — Страну Информатики. Ты будешь путешествовать по ней, решая информационные задачи.
Решать задачи можно устно, письменно в альбоме или на компьютере.
Для письменного оформления тебе потребуются альбом, цветные карандаши или фломастеры, цветная бумага, яркие открытки и спички.
Знакомиться с практическими заданиями тебе поможет герой этой книги — робот Вопросик.
В случае каких-либо затруднений при работе на компьютере всегда можно воспользоваться командой «Справка» или «Помощь». Эта команда часто обозначается знаком вопроса. Поэтому и героя нашей книги зовут Вопросик. При решении задач на различные темы к нему будут присоединяться другие роботы-помощники. Буквоед поможет выполнять задания по обработке символов — букв, цифр, знаков. Конструктор и Строитель будут вместе с тобой моделировать различные объекты. Художник и Печатник помогут пользоваться инструментами рисования и графики. С Вычислителем ты будешь решать математические задачи и числовые головоломки. Мыслитель и Чёрный ящик помогут тебе решать логические задачи и находить план-алгоритм решения задачи. Исполнитель будет выполнять команды, которые ты задашь компьютеру.
Путешественник поможет управлять поведением исполнителя по шагам и направлениям. Почтальон расскажет, как искать нужные адреса. Сортировщик помогает ему раскладывать письма и посылки. Шифратор познакомит тебя с заданиями по кодированию и раскодированию сообщений.
Страна Информатики велика, в 3 классе ты посетишь только часть городов. С остальными городами и роботами тебе предстоит познакомиться в 4 классе.
Во многих случаях тебе будет предложена схема задачи в виде рисунка робота. Эта схема послужит помощником в решении задачи.

Занятие 1
ЗНАКОМСТВО С ИНФОРМАТИКОЙ
Путешествовать по Стране Информатики ты будешь вместе с героями книги — роботом Вопросиком и школьником Серёжей.
Прежде чем отправиться в интересное путешествие по Стране Информатики, нужно изучить её карту.
Попасть в эту страну можно по Реке Знаний, которая впадает в Реку Электроники. Река Электроники разделяется на два рукава и окружает Страну Информатики со всех сторон. В стране много городов. Чтобы попасть в них, нужно причалить к пристани. В центре страны есть чудесный парк. Его аттракционы — компьютерные игры. Но попасть в этот парк можно, лишь пройдя город, в котором ты высадился, из одного конца в другой.

Занятие 2
РЕКА ЗНАНИЙ И СТРАНА ИНФОРМАТИКИ
Садись на Кораблик Уроков вместе с роботом Вопросиком и Серёжей, и плыви на нём по Реке Знаний в Страну Информатики.
2. Информация и человек
Река Знаний существует с давних пор, она доступна всем, кто хочет многому научиться. Как же школьник Серёжа получает знания об окружающем его мире? Какая это информация?
Портрет Серёжи (на странице 6) поможет тебе ответить на эти вопросы.

Занятие З
ОСТРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
История вычислительных устройств так же длинна, как и история развития разумного человека. Необходимость считать заставила его найти приспособления для этого. Эти приспособления есть и у тебя — это твои пальцы. Их 10, по 5 на каждой руке. Человек привык использовать 10 цифр как инструмент счёта, данный ему природой. Но для вычислений с большими числами пальцев уже не хватало. Поэтому люди стали использовать палочки, камешки и другие счётные предметы.
Серёжа сделал из ракушек чудесные бусы. Взял десять ракушек и продел сквозь них верёвочку. Но ведь это — перекладина счётов! Может быть, так они и появились?
Счёты состояли из перекладин и косточек на них. Передвигая косточки по перекладинам, люди считали.
Спроси у знакомых взрослых, как считали с помощью счётов.
Человеку нужно было считать быстро. Тогда были придуманы механические счётные устройства — счётные машины.

7. Машины и человек
Что же такое машина? Это устройство, которое выполняет работу за человека. Сами машины не могут работать, их необходимо приводить в движение. Это можно сделать руками, силой воды, ветра, а в наше время эту работу выполняет электрический ток. Разновидности машин получали свои названия от сил, которые приводили их в рабочее состояние. Если это ветер — ветряная машина, если вода — гидравлическая (от слова «гидра» — так вода называлась у древних греков), если электрический ток — электрическая.

9. «Мозг» компьютера
Рассмотри электронные приборы на рисунках, которые подготовил робот Вопросик. Проанализируй их.
Пример 1. Электронная лампа. Её высота — около 7 сантиметров.
Пример 2. Полупроводниковые приборы — триоды. Они появились в середине XX века. Оцени их размеры.
Пример 3. Полупроводниковые приборы внутри микросхемы — 80-е годы XX века.
Проанализируй размер микросхемы. Длина стороны корпуса микросхемы не превышает 3 сантиметров.
Пример 4. Процессор на кристалле содержит миллионы полупроводниковых элементов. Такие процессоры появились в конце XX века.
Через полупроводниковые элементы проходят электроны. Они то протекают через приборы, то останавливаются и ждут, когда путь будет открыт. Каждый прибор работает по своему плану, режиму, а приборов в процессоре великое множество.
Вот какие дисциплинированные, точные приборы живут на Острове Электронных приборов. Если хотя бы один прибор сломается, то он нарушит работу всего компьютера. Поэтому приборы должны быть очень точными и надёжными, иначе компьютер «заболеет», потеряет память, начнёт делать ошибки, о чём сообщит тебе на своём экране.
Процессор считает и сравнивает числа. Что такое операция счёта, тебе известно из уроков математики. Чтобы поближе познакомиться с работой процессора, давай спросим у робота Вопросика, как он сравнивает числа. Что такое операция сравнения? Сравнение — это операция выбора, логики.

Занятие 8
ГОРОД АЛГОРИТМОВ
Вот и пришла пора высадиться на земле Страны Информатики. И первая пристань, к которой причаливает наш Кораблик Уроков, — это Пристань Города Алгоритмов. Тебя встречает робот Исполнитель. Почему он так называется, что умеет делать, и что это за Город Алгоритмов? Все эти вопросы интересуют и Серёжу, и нас, и робота Вопросика. Он-то нам и поможет!
Ты уже усвоил главное правило: компьютер работает по программам! Чтобы написать программу для компьютера, программист разрабатывает алгоритм: план действий по командам. Алгоритм, записанный на языке, который понимает компьютер, называют программой для компьютера. Компьютер исполняет такие алгоритмы. Говорят: компьютер — исполнитель алгоритмов. Исполнителем алгоритмов может быть и наш робот Вопросик, и человек. Важно, что алгоритм должен быть составлен из команд, понятных исполнителю.

Предложения интернет-магазинов