Информатика и ИКТ. 3 класс. Методическое пособие. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Информатика и ИКТ. 3 класс. Методическое пособие. Методическое пособие к учебнику информатики для 3 класса содержит: программу курса для 3 класса, примерный тематический план на каждое полугодие, подробные рекомендации по проведению уроков, комментарий ко всем заданиям учебника, а также приложение с рекомендациями по составлению алгоритмов решения задач из учебников математики для начальной школы. Пособие рассчитано на учителей начальной школы и преподавателей информатики.

Информатика и ИКТ. 3 класс. Методическое пособие. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Описание учебника

Знакомство с приёмами планирования деятельности начинается во 2 классе. вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов.
Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
— рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
— перед обучающимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
— исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека обучающиеся получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
в 3 классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция — ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.
в 3 классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с такими понятиями, как объект, класс объекта, свойства объекта. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. в этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны иметь представление:
• об организации информации в виде списка и таблицы;
• о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
• о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
• о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
• о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
• об объектах и их свойствах;
• об имени и значении свойства;
• о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
• осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.
• фиксировать собранную информацию в виде списка;
• упорядочивать короткие списки по алфавиту;
• фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
• находить нужную информацию в таблице;
• находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
• находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
• находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• при помощи учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• приводить примеры объектов и их свойств;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• выделять свойства, общие для различных объектов;
• определять истинность сложных высказываний;
• на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
• на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
• ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
• находить и конструировать объект с заданными свойствами;
• объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.

Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса «Информатика и ИкТ», учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор).
При делении класса на группы требуется 13 компьютеров.
Обучающие программы методического комплекта работают со следующими операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.
При отсутствии достаточного количества компьютеров можно использовать методический комплект и для бескомпьютерного преподавания курса. В учебнике имеются практические задания, заменяющие работу за компьютером. При этом будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, непосредственно не связанные с использованием компьютера.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОЯСНЕНИЯ

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ
№ урока Тема урока Материал учебника Компьютерная программа
I четверть
1 Информация (что мы о ней знаем) Теория на с. 4; задания 1, 2, 3, 4 кодирование текста
2 компьютер (что мы о нём знаем) Теория на с. 7; задания 5, 6, 7, 8 Сборка компьютера
3 Объекты и их свойства. Список Теория на с. 10, 11; задания 9, 10, 11, 12 В магазине
4 Объекты и их свойства. Список Задания 13, 14, 15, 16 В магазине
5 Порядок элементов в списке Теория на с. 19; задания 17, 18, 19, 20; справочный раздел с. 96 Самый-самый
6 Упорядоченные списки Задания 21, 22, 23, 24 Самый-самый
7 Многоуровневые списки Теория на с. 26; задания 25, 26, 27, 28 На вокзале
8 Простые и многоуровневые списки Задания 29, 30, 31, 32 На вокзале
9 Простые и многоуровневые списки Задания 33, 34, 35, 36; 3-я страница обложки Цветочные часы
91 Твои успехи Задания 1-10 раздела «Твои успехи» Не используется
II четверть
10 классы объектов Теория на с. 35; задания 37, 38, 39, 40 На вокзале
11 Таблицы Теория на с. 39; задания 41, 42, 43, 44 В магазине
12 Таблицы Задания 45, 46, 47, 48 Логика
13 Порядок записей в таблице Теория на с. 46, 47; задания 49, 50, 51, 52 Самый-самый
14 Поиск информации в таблице Задания 53, 54, 55, 56 Природные зоны
15 Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы» Задания 57, 58, 59, 60 Не используется
16 Твои успехи Задания 11-19 раздела «Твои успехи» Не используется
В I четверти обычно бывает 9 уроков, а в тематическом планировании указано 1о. Учитель по своему усмотрению выбирает один из трёх возможных вариантов организации учебного процесса:
вариант 1. Урок 8 пропускается, а уроки 9 и 91 проводятся как обычно;
вариант 2. Урок 9 проводится в рамках предмета «Окружающий мир», а уроки 8 и 91 — предмета «Информатика»;

Предложения интернет-магазинов