Информатика и ИКТ. 3 класс. Часть 2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению. Работая с первой частью, школьники учатся составлять и использовать разнообразные списки и таблицы, содержащие информацию об объектах и их свойствах. Многие задания имеют игровой характер. Дети рисуют, раскрашивают и т. д. К учебнику прилагается CD с комплектом компьютерных программ, которые формируют навыки работы на компьютере и помогают глубже усвоить материал курса информатики.

Информатика и ИКТ. 3 класс. Часть 2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Описание учебника

АЛГОРИТМЫ. ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О НИХ?
Алгоритм — это план решения задачи или достижения цели. Алгоритм состоит из шагов. В нём обозначают начало и конец. Шаги выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу.
На рисунке знакомые тебе исполнители алгоритмов.
? Назови имена всех нарисованных исполнителей алгоритмов. ? Назови исполнителя алгоритмов, который не подходит к трём остальным, и объясни своё решение.
Каждый шаг алгоритма содержит одну команду, понятную исполнителю алгоритма.
©Набор команд, понятных исполнителю алгоритма, называется системой команд исполнителя.
Назови некоторые команды из систем команд исполнителей, показанных на рисунке.
Миша составил алгоритм сборки пирамиды.
Алгоритм «Пирамидка»
Начало
1. Повесить на стержень голубое кольцо.
2. Повесить на стержень серое кольцо.
3. Повесить на стержень белое кольцо.
4. Повесить на стержень серое кольцо.
5. Повесить на стержень голубое кольцо.
6. Надеть на стержень наконечник. Конец

ВМЕСТИМОСТЬ МАССОВОСТЬ ЦВЕТ ЧИСЛО КОМАНД
2 Исполнитель алгоритмов Перели-вайка отмеряет заданное количество воды с помощью двух вёдер — большого и маленького.
Начальное состояние: вёдра пусты.
Система команд Переливайки
№ Команда Обозначение
1 Налить в большое ведро воду из крана (доверху)
2 Налить в маленькое ведро воду из крана (доверху)
3 Вылить всю воду из большого ведра в раковину
4 Вылить всю воду из маленького ведра в раковину
5 Перелить воду из большого ведра в маленькое (сколько поместится)
6 Перелить воду из маленького ведра в большое (сколько поместится)
a. В большое ведро вмещается 6 литров, а в маленькое — 5 литров.
Сколько воды оказалось после выполнения алгоритма: в маленьком ведре? _ в большом ведре?
b. После выполнения алгоритма в большом ведре осталось 2 литра. Сколько воды вмещают вёдра? Дай несколько ответов.
1. Большое ведро: литров, маленькое ведро: _ литров.
2. Большое ведро: _ литров, маленькое ведро: — литров.
3. Большое ведро: _ литров, маленькое ведро: литров.
3 Программа «Переливайка» а. Одно ведро вмещает 7 литров воды, другое — 5 литров. Выполни алгоритм. Заполни таблицу состояния вёдер — запиши, сколько литров воды будет в вёдрах после выполнения каждой команды.

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМОВ СЧИТАЙКА. ИМЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕМЕННОЙ
Исполнитель алгоритмов Считайка имеет четыре ячейки оперативной памяти, процессор и экран. Считайка умеет выполнять сложение, вычитание, умножение и деление. Результаты вычислений он присваивает переменным.
Переменная — это объект, который имеет имя и значение. Переменная связана с ячейкой оперативной памяти, где хранится её значение. Имя переменной — латинская буква; значение —
число.
Чтобы Считайка присвоил значение переменной, в алгоритм надо записать специальную команду — команду присваивания.

БЛОК-СХЕМА АЛГОРИТМА. ВЕТВЛЕНИЕ
Маше задали решить задачу:
В книге 20 страниц. Саша читает по X страниц каждый день. Сколько страниц ему останется прочитать через 7 дней?
Начало
S := 7 • X D := 20 — S Покажи D Конец
Маша использовала переменные:
S — число страниц, которые Саша может прочитать за 7 дней,
D — число страниц, которые осталось прочитать через 7 дней.
При каких значениях X алгоритм даёт правильный ответ?
Если X равен 1 или 2, алгоритм даёт правильный ответ. Если X больше двух, за 7 дней Саша прочитает всю книгу, то есть ему останется прочитать 0 страниц. В этом случае алгоритм не даёт правильного ответа. Исправим алгоритм:
Считайка может определить истинность высказывания S < 20, но он не понимает слов ЕСЛИ, ТО, ИНАЧЕ. Чтобы Считайка мог выполнить такой алгоритм, его записывают с помощью блок-схемы.
Блок-схема состоит из фигур, соединённых линиями. Эти фигуры-блоки обозначают:
( ) овал — начало или конец алгоритма;
прямоугольник — шаг алгоритма; ромб — выбор следующего шага алгоритма.
Высказывание, записанное в ромбе, называют условием, а сам ромб — блоком проверки условия.
Назови номер блока проверки условия. Какое высказывание является условием? 18
? Назови любое значение S, при котором условие истинно.
Назови номера блоков, которые выполняются, если условие истинно.
Назови номера блоков, которые выполняются, если условие ложно.
Различные участки алгоритма Участок №1
Участок №2 Участок №3
Эти участки алгоритма называются так:
N21 и N°2 — ветвление, №3 — линейный участок.
Ветвление содержит блок проверки условия. Если условие истинно, следующим выполняется один шаг алгоритма, если ложно — другой.
? Как ты думаешь, какие блоки обязательно есть в любом алгоритме, а каких может не быть? ? На линейном участке выполняются все шаги? ? На ветвлении обязательно выполняется каждый шаг?
13 Напиши любое одно значение переменной, при котором высказывание истинно.
14 Начальное значение переменной X равно 1. Что будет на экране Считайки, когда он выполнит алгоритм?
Четырёхугольник, у которого все стороны равны, является ромбом.
a. Отметь все четырёхугольники знаком S.
b. Для каждого четырёхугольника выполни алгоритм.
Алгоритм «Ромб»

Предложения интернет-магазинов