Информатика и ИКТ. 4 класс. Методическое пособие. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Информатика и ИКТ. 4 класс. Методическое пособие. Методическое пособие к учебнику информатики для 4 класса содержит: программу курса 4 класса, примерный тематический план на каждое полугодие, подробные рекомендации по проведению уроков, комментарии ко всем заданиям учебника. Пособие рассчитано на учителей начальной школы и преподавателей информатики.

Информатика и ИКТ. 4 класс. Методическое пособие. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Описание учебника

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
— Информационная картина мира.
— Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
— Алгоритмы и исполнители.
— Объекты и их свойства.
Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс
— Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики и ИКТ: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использованию информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Программа курса «Информатика и ИКТ»
— со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
— поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
— обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.

Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс
Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых — сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?». У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.
Метапредметные результаты образовательной деятельности
В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).
Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:
— ставить учебные цели;
— использовать внешний план для решения поставленной задачи;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
— сличать результат действий с эталоном (целью);
— вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

Дополнительные задания первой части учебника посвящены тем же целям, что и основные задания, но обычно поданы несколько иначе, имеют разные уровни сложности (чаще всего более высокий, чем основные задания, но есть и задания того же или более низкого уровня). Они, как и большой набор разнообразных заданий на диске компьютерной поддержки учебника, помогают варьировать обучение в зависимости от уровня класса, отдельных учеников и фактического времени, которое может быть выделено на информатику.
Дополнительные задания второй части учебника разбиты на два раздела: «Парад исполнителей алгоритмов» и «Способы организации информации». Эти разделы содержат задания, необходимые для обобщения и повторения материала всего курса по двум основным темам («Алгоритмы и исполнители», «Организация информации в виде списков, таблиц, деревьев»). Эти задания могут быть использованы, с одной стороны, для варьирования сложности и реализации индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. С другой стороны, они могут выступать в качестве основного материала при бескомпьютерном изучении информатики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Предусматривается два варианта преподавания информатики в 4 классе:
1. Без компьютера. Все задания выполняются в учебнике или в тетради в клетку.
2. С использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных для данного учебника, программ Paint, MS Word и «Калькулятор».
X Бескомпьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс на подгруппы не делится. Выполнение первых трех заданий урока организовано традиционно. Последнее задание выполняется детьми самостоятельно как практическая работа. Так как почти все задания III четверти связаны с технологией обработки информации на компьютере, при бескомпьютерном преподавании во втором полугодии изучение начинается с теоретического материала на с. 34, 35 и задания 41 во второй части учебника. В IV четверти проводится итоговое обобщение материала всего курса. Для этого используются дополнительные задания второй части учебника и рекомендации, данные в методическом пособии по совместному применению учебника информатики и учебников по окружающему миру и математике.
Компьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс делится на две подгруппы. Первые 25 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 минут ученики работают за компьютером со специальными программами и выполняют третье задание урока. Время работы за компьютером обусловлено санитарными нормами для учеников 4 класса.

Задание 5
Учитель готовит оборудование, необходимое для проведения лабораторной работы «Плавает ли предмет». Сосуд с водой ставится так, чтобы его было видно каждому ученику. Учитель излагает постановку задачи и организует выполнение алгоритма во фронтальной работе с классом.
Один ученик вызывается к доске. Он называет номер блока в алгоритме, который надо выполнить, и читает, что записано в блоке. После этого он выполняет нужное действие. Затем вызывается следующий ученик. Работа продолжается до тех пор, пока алгоритм не будет выполнен полностью.
Приведем примерное описание комментированного выполнения алгоритма.

Предложения интернет-магазинов