Информатика и ИКТ. 4 класс. Часть 1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Информатика и ИКТ. 4 класс. Часть 1. Учебник «Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии)» завершает курс по информатике для учащихся начальной школы. Он может применяться как с использованием компьютеров, так и без них. Включает в себя не только систему заданий, но и необходимые пояснения по их выполнению. В первой части учебника школьники учатся составлять и исполнять алгоритмы, содержащие циклы; знакомятся с новым способом организации информации — с деревом, получают новые знания о компьютере.

Информатика и ИКТ. 4 класс. Часть 1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Описание учебника

АЛГОРИТМЫ С ВЕТВЛЕНИЕМ
Алгоритм — это план решения задачи или достижения цели. Алгоритм состоит из шагов. Каждый шаг содержит команду, понятную исполнителю алгоритма.
Тебе известны линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлениями. В линейном алгоритме все команды исполняются одна за другой от начала алгоритма к его концу, ни одну команду нельзя пропустить. В алгоритме с ветвлением исполнитель выбирает, какие команды исполнить, а какие — пропустить.
Маша и Миша составили алгоритмы, которые решили исполнять каждое утро.
Алгоритм «Утро Миши»
Алгоритм «Утро Маши»
Мишин алгоритм является линейным, Машин содержит участок ветвления.
? Какие команды выполняют в понедельник Маша и Миша? ? Какие команды выполняют в воскресенье Маша и Миша? ? Какой алгоритм подойдёт тебе? Объясни свой ответ.
Существуют разные способы записи алгоритмов. Маша и Миша записали свои алгоритмы в виде блок-схем.
Блок-схема — это способ записи алгоритма, состоит из геометрических фигур-блоков, соединённых линиями. Разные фигуры имеют разное назначение.
Овал обозначает начало или конец алгоритма. Прямоугольник обозначает шаг алгоритма.
Ромб обозначает проверку истинности условия и выбор следующего шага алгоритма.
Параллелограмм обозначает ввод информации (запись) или вывод информации (чтение).
Высказывание, записанное в ромбе, называют условием, а сам ромб — блоком проверки условия.
? Назови номера блоков алгоритма «Утро Маши», из которых состоит ветвление.
? Кто из нарисованных исполнителей алгоритмов умеет исполнять алгоритмы, заданные блок-схемами?
Рассмотри алгоритм Считайки. Алгоритм содержит ветвление. Ветвление начинается с блока проверки условия.

1 Что ты знаешь о правилах поведения в компьютерном классе?
a. Определи истинность высказываний.
В класс, где стоят компьютеры, можно приносить еду и напитки.
Ученик имеет право самостоятельно отсоединять мышь.
За компьютером ученик должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула.
В компьютерном классе можно бегать, прыгать, играть в мяч. В компьютерном классе можно заниматься гимнастикой для глаз. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 50 см. На клавиши нужно нажимать со всей силой. Компьютер нужно поливать водой.
b. Отметь те предметы, которые нельзя трогать руками.

5 Выполни лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?». Для этого приготовь необходимое оборудование, объекты исследования и выполни алгоритм.
Цель: определить, плавают ли предметы, и записать результаты в таблицу.
Оборудование: прозрачная миска или банка с водой, картонная коробка.
Объекты исследования: ластик, скрепка, деревянная щепка, монета, маленькая веточка дерева, кусок пластилина.
Начальное состояние: на столе стоит сосуд с водой, пустая коробка и шесть предметов, приготовленных для опыта.
а. Заполни пропуски в алгоритме. Переменная N содержит количество собранных плодов, а переменная К — номер куста.
b. Как надо изменить алгоритм, чтобы собрать плоды с 10 растений?
c. Как надо изменить алгоритм, если на каждом кусте растёт по три помидора?
Программа «Лаборатория»
В лаборатории есть чашечные весы без гирь, пустая картонная короб-
ка и несколько предметов для исследования, которые лежат на столе.
а. Найди самый лёгкий предмет. Заполни пропуски в алгоритме, который использовала Маша для выполнения этого задания. Имей в виду, что количество предметов заранее не известно.
b. Составь алгоритм нахождения самого тяжёлого предмета из пяти данных. Для подсчёта взвешенных предметов используй переменную N.
c. Составь алгоритм нахождения двух самых тяжёлых предметов.

13 Выполни задания.
а. Отметь алгоритмы с циклом знаком ^, а алгоритмы с ветвлением — знаком V.
Ь. Отметь верные рассуждения знаком «+», ошибочные — знаком «—». Объясни свой ответ.
Каждое ветвление имеет блок проверки условия.
Алгоритм содержит ветвление; следовательно, он содержит блок проверки условия.
Каждое ветвление имеет блок проверки условия.
Алгоритм содержит блок проверки условия; следовательно, он содержит участок ветвления.
Любой цикл с неизвестным числом повторений имеет блок проверки условия.
Данный участок алгоритма имеет блок проверки условия; следовательно, он является циклом с неизвестным числом повторений.
Любой цикл с неизвестным числом повторений имеет блок проверки условия.
Данный участок алгоритма является циклом с неизвестным числом повторений; следовательно, он имеет блок проверки условия.

Предложения интернет-магазинов