Информатика. Учебник для 2 класса. Часть 2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

Информатика. Учебник для 2 класса. ИНФОРМАЦИЯ И ДАННЫЕ. Информация необходима человеку для его жизнедеятельности. Информацию люди получают с помощью своих органов чувств. Люди научились сохранять информацию на носителях. Для этого они её кодируют разными способами.
Мы умеем анализировать свойства предметов; называть носители информации; кодировать информацию с помощью букв и цифр; отличать язык людей от языка программирования.

Информатика. Учебник для 2 класса. Часть 2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

Описание учебника

ТЕКСТОВЫЕ ДАННЫЕ
ЦЕЛЬ
Понять, что такое текст, текстовая информация и текстовые данные.
Научиться создавать текст в рабочей тетради и с помощью компьютера.
Если мы посмотрим на рисунок, то увидим знакомые образы: золотую рыбку, старика, старуху.
Про рисунки говорят, что они несут образную, или наглядную, информацию.
Наглядную информацию может получить даже тот, кто не умеет читать или читает не очень хорошо. Поэтому книги для маленьких детей состоят в основном из рисунков.
Другое дело — текст. Текст, как и рисунок, — это способ представления информации на носителе. Информацию, которую несёт нам текст, называют текстовой информацией. Название информации в данном случае происходит от способа кодирования информации в виде текста. В отличие от рисунков текстовая информация не образная, а знаковая. Чтобы понять смысл знакового сообщения, надо уметь читать.
Прочитай отрывок из сказки Александра Сергеевича Пушкина:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Текст — это способ представления информации в виде последовательности знаков: букв и других знаков. С помощью текста и рисунка мы можем закодировать информацию для того, чтобы сохранить её или передать. В отличие от рисунков, текстовая информация не наглядная. Информация, представленная на носителе в виде текста, закодирована, «спрятана» в знаки. Читать — значит, декодировать информацию.
Текстовое сообщение не обладает свойством наглядности.
Закодированная информация — это данные. Если информация закодирована текстом, то это текстовые данные.
Текст — это закодированная в виде знаков информация: текстовые данные.
Получить информацию из текста могут только те, кто умеет читать.
Компьютер смысла текстов не понимает. Он работает с данными формально. Чтобы компьютер мог работать с текстом, нужно закодировать знаки текста особым образом. Как — мы узнаем позже в этой главе.
План действий
1. Рассмотри рисунок.
Расскажи, что изображено на рисунке. Как ты думаешь, можно ли информацию, представленную рисунком, выразить в другой форме — текстом? Если да, то сделай это в своей рабочей тетради.
Можно ли назвать то, что написано тобой от руки в рабочей тетради, текстовыми данными? Обоснуй свой ответ.
Сравни рисунок и текст — какая из форм представления информации обладает свойством наглядности? Обоснуй свой ответ устно.
Текст — это представление информации с помощью знаков.
Текстовые данные — это информация, представленная (закодированная) в виде текста.
Текст, в отличие от рисунков, не обладает наглядностью.
1. Какие данные называют текстовыми? Приведи пример.
2. На каких носителях текстовые данные хранили древние люди, а на каких — современные люди?
3. Как ты думаешь, для кого тексты имеют смысл, то есть несут информацию? А для кого не несут?
4. Чем отличается текстовая информация от образной? Приведи пример.
5. Сравни текст из сказки о старике и золотой рыбке и рисунок — иллюстрацию к этой сказке. Что их объединяет? А чем они различаются?
Выполни упражнения в рабочей тетради № 2.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Кто и когда создал русские буквы».
§ 11
ГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Понять, что такое графическая информация и графические данные.
Научиться отличать текстовые данные от графических, сравнивать их между собой.
Нам уже известно, что когда мы смотрим на рисунок, мы получаем образную (наглядную) информацию. Рисунок, который мы видим, несёт нам образную информацию об ослике.
Рисунки в учебниках и книгах существуют не просто так, например для красоты, а для того, чтобы читатель лучше понял, о чём сказано в тексте. Такой рисунок называют иллюстрацией к тексту.
Рисунок — это графические данные, которые несут нам графическую информацию.
Иллюстрацией к тексту может быть не только рисунок, но и картина, фотография, схема, карта. Ещё их называют изображениями.
Карта, схема, рисунок, фотография — это графические данные.
Рисунки, как и тексты, в закодированном виде могут храниться в памяти компьютера. С помощью компьютера человек может работать с текстами и рисунками.
Человек умеет графические данные превращать в текстовые, то есть описывать рисунок в виде текста. Он также может текстовые данные преобразовывать в графические — в схемы, рисунки или другие изображения.
Граница Ярославской области — изогнутая линия; внутри области протекает река Волга. На берегах реки и вдали от нею много городов и других населённых пунктов.
На фотографии изображён зимний лес и закат солнца.
Пример, приведённый в таблице на странице 15, показывает отличие текстовых данных от графических данных.
ВЫПОЛНИ
План действий
1. Рассмотри рисунок.
2. Какую информацию это изображение тебе несёт?
3. Преобразуй графическую информацию, что на рисунке, в устный текст (расскажи), а затем в письменный текст, то есть в текстовые данные: запиши свой рассказ в рабочей тетради.
Сравни текстовые данные, созданные тобой, и графические данные — изображение в учебнике. Что общего между ними и чем они различаются? Расскажи, какие данные (текстовые или графические) несут тебе больше информации? Как ты думаешь, почему?
Изображение в виде рисунка, фотографии, картины, схемы, диаграммы — это графические данные, которые несут нам графическую информацию.
Какие данные называют графическими? Приведи пример.
На каких носителях графические данные хранили древние люди, а на каких храним мы?
Как ты думаешь, для кого графические данные имеют смысл, то есть несут информацию?
Чем отличаются текстовые данные от графических данных?
Выполни упражнения в рабочей тетради № 2.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
В книге «Расширь свой кругозор» прочитай на досуге текст «Способы создания изображений».
§ 12
ЧИСЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Понять, что такое числовая информация, какая она бывает.
Научиться различать информацию о количестве предметов и о порядке предметов.
Считать предметы люди умели давно. Первыми инструментами для счёта
были пальцы рук. С помощью пальцев люди представляли и передавали информацию о количестве предметов.
Цифры и числа появились не сразу. Информацию о количестве предметов древние люди представляли и передавали с помощью зарубок на дереве или камне, узелков на верёвке и другими способами.
В Древнем Риме придумали обозначать числа с помощью букв. На рисунке на камне, найденном археологами, высечено число 10 в виде буквы X.

Предложения интернет-магазинов