Информатика. Учебник для 3 класса. Часть 1. Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.

Информатика. Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 3 классе общеобразовательной школы. Он входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 3–4 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, сборник творческих заданий, задачник «Робот Вопросик». К учебникам для 3 и 4 классов предусмотрено электронное приложение «Мир информатики» в двух архивных файлах, размещенных на сайте издательства.

Информатика. Учебник для 3 класса. Часть 1. Могилев А.В., Могилева В.Н., Цветкова М.С.

Описание учебника

Дорогой друг!
Ты приступаешь к изучению предмета «Информатика». Постепенно ты освоишь возможности компьютера, и он станет твоим помощником в учёбе. Компьютер поможет тебе изучать и другие предметы, развивать мышление, внимание и память.
Вместе с учебником ты получил рабочую тетрадь. Для каждого параграфа учебника в рабочей тетради есть упражнения и занимательные задания. Ты будешь выполнять их в тетради или на компьютере.
К учебникам для 3 и 4 классов предусмотрено электронное приложение «Мир информатики». Электронное приложение ты можешь установить на школьный или домашний компьютер. Для этого нужно скопировать два файла с этим приложением с сайта издательства. Учитель поможет тебе выполнить эту работу, а скоро ты научишься это делать самостоятельно. После того как файлы будут скопированы на компьютер, нужно запустить электронное приложение в соответствии с инструкцией в конце учебника.
В работе с учебником тебе помогут значки на полях. Познакомься с ними.
Текст, отмеченный этим значком, надо прочитать внимательно. Он особенно важен для изучения предмета.
Ответь на вопрос или выполни задание.
Выполни исследование или проект-конструирование. Оформи ответ в рабочей тетради.
Выполни задание на компьютере.
Выполни задание из практикума «Работаем в операционной системе Линукс».
Глава 1
Компьютер — инструмент для обработки информации
§ 1. ИНФОРМАЦИЯ
Мы непрерывно что-то узнаём, получаем сведения из окружающего нас мира. Мы чувствуем холод и тепло, видим, дождливо или сухо на дворе. Мы можем по запаху определить, что готовит бабушка на кухне, увидеть, горит ли свет в окне у друга. Мы слушаем учителя, родителей, друзей, читаем книги, смотрим телепередачи. Так мы получаем информацию.
Информация — это различные сведения, которые мы получаем из окружающего мира.
Без информации человек не может принимать верные решения, необходимые для его жизни.
Представь, что ты захотел есть. Но у тебя нет информации о том, где ты сможешь найти еду. В этом случае ты останешься голодным.
Другой пример: ты вышел на улицу, не посмотрев в окно. Ты не узнал, какая сей-
час погода. На улице шёл дождь. У тебя не было об этом информации. Ты не надел плащ и промок.
Информация о том, что тебя окружает, очень важна.
Информацию человек получает разными способами.
Информацию об окружающем мире человек получает с помощью органов чувств. Органы зрения — глаза, органы слуха — уши, орган вкуса — язык, орган обоняния — нос, орган осязания — кожа. Найди органы чувств на рисунке.

Важную информацию могут нести запахи. С помощью обоняния (носа) мы можем ощутить вкусный запах еды. Но также можем почувствовать запах газа, выключить плиту и предотвратить опасность. Это обонятельная информация.
Девочка получает обонятельную информацию
На языке расположены рецепторы вкуса, которые позволяют нам чувствовать вкус пищи, различать солёное, сладкое, кислое и горькое — получать вкусовую информацию.

Вопросы и задания
1. Назови основные органы чувств человека, которые помогают воспринимать информацию из окружающего мира.
2. О каких видах информации ты узнал?
3. Как можно узнать о погоде на улице, не выходя из дома? О том, что приготовлено дома на обед? О месте, где можно переходить дорогу? Какие органы чувств помогают тебе в этом?

5. Оформи результат исследования в рабочей тетради.
«Мир информатики»
Выполни упражнения из электронного приложения.
Часть 1:
• Информация вокруг нас
Понятие информации
• Как мы получаем информацию
Органы чувств и виды информации
§ 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
Информация очень важна для нашей жизни. Поэтому полученную информацию люди сохраняют для себя и передают другим. Для этого надо её как-то представить.
Информация может быть представлена разными способами.
Очень распространённый способ представления информации — с помощью текстов. Различные тексты окружают нас повсюду. Например, над дверями магазина написано «Продукты». Когда ты читаешь эту вывеску, ты получаешь информацию о магазине: о том, что в этом магазине продаются хлеб, молоко, а может быть, и конфеты. В книгах, газетах и журналах, в важных документах информация содержится в текстовом представлении. Тексты составлены из предложений, предложения — из слов, а слова — из букв.
Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений, называется текстовой информацией.
Когда ты считаешь что-то или измеряешь с помощью линейки, весов и других измерительных инструментов, ты работаешь с числами. Такая информация называется числовой.
Числовая информация отличается от текстовой тем, что над числами можно выполнять различные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление.
Числовая информация представляется числами и действиями с ними.
Другой способ представления информации — это рисунки, фотографии, схемы, карты, чертежи и другие изображения. Вспомни, когда ты ещё не умел читать, ты всё равно о многом мог узнать из книг, рассматривая только рисунки. Таким образом, с помощью рисунков ты можешь получить очень много разнообразной информации.

§ 3. ПОЗНАКОМЬСЯ: КОМПЬЮТЕР
Информации в современном мире очень много. Для работы с ней люди создали себе помощника — компьютер. Компьютер помогает решать сложные задачи и облегчает труд человека. Компьютеры могут хранить огромное количество информации и обрабатывать её. Обрабатывать информацию — значит находить нужные сведения, производить сложные вычисления, создавать чертежи, тексты и выполнять разную другую работу. С помощью современных компьютеров люди управляют ракетами, космическими кораблями, сложными машинами, целыми заводами, рассчитывают прогнозы погоды. Компьютеры помогают лечить людей, создавать книги и фильмы, сочинять музыку. Учёному и рабочему,. врачу и художнику, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному — всем может помочь компьютер. Тебе компьютер будет помогать учиться. Когда ты вырастешь, компьютер будет помогать тебе в работе.

Монитор — это устройство для вывода хранящейся в компьютере информации. На экране монитора появляются изображения, буквы, цифры. Всё это — разные виды информации.
Монитор
Клавиатура служит для ввода информации в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят буквы и цифры, знаки «плюс», «минус», «равно» и другие. На клавиатуре есть клавиши, позволяющие вводить в компьютер команды. С помощью таких команд человек управляет компьютером. Команды — это тоже информация.
Клавиатура
Компьютерная мышь — это устройство для ввода информации в компьютер. Своё название она получила из-за сходства с настоящей мышкой: небольшой корпус и тонкий провод-«хвостик». С помощью мыши ты будешь вводить команды для управления компьютером, выбирая эти команды на экране монитора. С помощью мыши ты сможешь рисовать на экране монитора.
Компьютерная мышь
Вопросы и задания
1. Перечисли основные устройства, из которых состоит компьютер.
2. Для чего компьютеру нужен монитор?
3. Подумай, от какого слова произошло название «клавиатура». С помощью каких ещё устройств можно вводить в компьютер информацию?
4. Какую работу выполняет процессор? Для объяснения используй слово «процесс».
Исследование
Используй для исследования материал параграфа и рисунки в рабочей тетради.
1. Опиши, какие устройства и зачем понадобятся тебе для работы с компьютером на уроках:
а) русского языка и математики;
б) рисования и музыки.
2. Опиши состав компьютерного рабочего места, которое может помочь тебе в учёбе. Какую учебную работу можно будет выполнять с помощью этих устройств?

Предложения интернет-магазинов