Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса. Тур С.Н., Бокучава Т.П.

В учебнике-тетради для 3 класса излагаются: понятие информации, виды информации, кодирование и хранение информации, базы данных, обработка и поиск информации. Рассматриваются история появления и основные составляющие компьютера, даются первые представления о логике. Для проведения занятий на компьютере можно использовать компакт-диск с пакетом педагогических программных средств «Страна Фантазия», прилагаемый к методическому пособию по информатике для учителей 2—4 классов.

Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса. Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Описание учебника

Урок 1
Как появился компьютер? Из чего состоит компьютер? Как используются компьютеры в жизни человека?
Компьютер, предназначенный для работы только одного человека, например, для программиста или ученика, называется персональным компьютером. Используя персональный компьютер, можно считать, писать, рисовать, учить уроки, принимать и отправлять почтовые сообщения, выходить в Интернет, прослушивать музыку и просматривать видеофильмы, играть в игры и делать многое-многое другое.
Тебе нужно научиться пользоваться этим замечательным изобретением человечества. Ты должен знать, из чего состоит компьютер. Основные устройства компьютера — это монитор, клавиатура, системный блок. Устройства компьютера принято разделять на устройства ввода/вывода, хранения, обработки, передачи данных и прочие устройства. Давай рассмотрим рисунок и познакомимся с назначением этих устройств.
Урок 4
Что такое информация?
Информацию люди получают всю свою жизнь. Получая информацию, мы учимся разговаривать, играть, читать. Вопросы, ответы, просьбы, смех и слёзы — всё это информация.
Общение людей друг с другом дома и в школе, на улице и на работе связано с получением и передачей информации. Любая совместная деятельность людей (работа, игра, учёба, спорт) невозможна без обмена информацией. Источниками информации для нас являются книги, радио, пресса (газеты и журналы), телевидение, Интернет, устные сообщения.
Информация, получаемая человеком, обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, которые происходят в окружающем нас мире. Информация бывает:
□ понятная и непонятная;
□ полезная и бесполезная (или даже вредная);
□ достоверная и недостоверная.
Можно о любом предмете дать информацию. Например, информация о предложении:
□ предложение состоит из слов;
□ предложения бывают длинные и короткие. Информация о словах:
□ слова состоят из букв;
□ слова можно передать с помощью звуков, жестов и других сигналов.
С информацией человек может производить различные действия, например: передачу, обработку (преобразование), поиск, хранение и другие.

Существуют этические правила и нормы, которых должны придерживаться люди при работе с информацией.
Воспитанный человек никогда не прочитает чужое письмо, не посмотрит содержание чужой дискеты, забытой на столе. Он не будет искажать родной язык. Своё письмо воспитанный человек постарается написать грамотно, литературным языком. В общении не применит такие обороты речи, которые могут обидеть или оскорбить собеседника и, конечно же, не станет использовать «пиратские» (нелицензионные) программы для компьютера, например, учебные программы по школьным предметам.
Напиши письмо другу, в котором ты сообщаешь ему информацию о своих успехах в учёбе и о новом увлечении. Используй предложенный набор слов. Придерживайся этических правил и норм, применяемых при работе с информацией. Набор слов: дорогой друг, информатика, математика, русский язык, пятёрки, учитель, одноклассники, компьютер.

Урок 5
Как можно передать
или получить информацию?
Деятельность человека связана с передачей и получением информации.
Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств:
1. ГЛАЗА — с помощью глаз человек получает зрительную информацию об окружающем нас мире.
2. УШИ — с помощью ушей человек получает звуковую информацию: слышит речь, музыку, шум.
3. НОС — с помощью носа человек получает обонятельную информацию: ощущает запахи окружающего мира.
4. ЯЗЫК— с помощью языка человек получает вкусовую информацию: узнает, какова пища на вкус— горькая, солёная, сладкая или кислая, а также — горячая, теплая или холодная.
5. КОЖА— с помощью кожи (особенно кожи пальцев) человек получает тактильную информацию: узнаёт о том, каков предмет на ощупь — тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
В древности информацию люди передавали звуками, жестами, с помощью наскальных рисунков и зарубок на деревьях.

Современный человек с помощью технических устройств может передавать и получать текстовую, числовую, графическую и звуковую информацию и использует для передачи информации телефонную связь, радио- и телевещание, компьютерные сети.
Передавать и получать информацию могут не только люди, но и животные и растения, например, своим лаем собака-пастух может предупредить хозяина о том, что на стадо пытается напасть волк.
Пчела сообщает движениями тела, «в танце», другим пчёлам — в какую сторону надо лететь за мёдом.
Муравьи тоже умеют передавать информацию друг другу. Так они строят муравейники (целые города), вместе добывают пищу, вскармливают потомство и даже умеют выращивать грибы внутри муравейника.

Урок 6
Какие свойства есть у информации?
Ценность информации зависит от её свойств. Разберём некоторые свойства информации:
1. ПОЛНОТА — информация должна быть исчерпывающей.
Пример полной информации
Человек отправил письмо своему другу. На конверте он написал имя и фамилию друга, область, название населённого пункта, название улицы, номер дома и номер квартиры, а также индекс почтового отделения.
Щл 2. ДОСТОВЕРНОСТЬ — информация должна поступать без ошибочных сведений.
Пример достоверной информации
Ты едешь в автобусе. Кондуктор объявляет твою остановку.
3. ПОНЯТНОСТЬ — поступающая к нам информация должна быть понятна.
Пример понятной информации
Твой друг по переписке, проживающий в Англии, прислал тебе приглашение посетить его страну. Приглашение было написано по-английски, но ниже следовал перевод на русском языке.

Задание 1
Подчеркни строки, в которых записана полезная для обучения в школе информация:
1. Дети любят гулять.
2. У жирафа длинная шея.
3. В лесу растут грибы.
4. Зимой полезно есть сосульки.
5. В ранце надо носить учебники и тетради.

Предложения интернет-магазинов