Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н.А. Нурова
ИНФОРМАТИКА. Учебник для 4 класса. Часть 2
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.

Информатика. Учебник для 4 класса. Часть 2. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.

Описание учебника

Глава З МИР МОДЕЛЕЙ
Все мы с детства пользуемся различными моделями и словом «модель». Мы говорим: модель самолета, модель машины, модель космического корабля или подводной лодки, компьютерная модель и так далее.
Игрушки — это модели. Мальчик «скачет» на лошади, заменив её простой палкой, а девочка укачивает свою «дочку», прижимая к груди куклу. Модель — это заменитель реального объекта.
Модель является результатом моделирования.
Модели бывают разные в зависимости от цели моделирования. Зачем мы создаём модель объекта? Почему мы создаем модель большую или маленькую, бумажную или деревянную, текстовую или графическую? Об этом мы и поговорим в третьей главе.
МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА
цель ;
Понять, что модель — это заменитель реального объекта.
Научиться называть цель создания и использования модели, определять, чем модель отличается от объекта-оригинала.
Человек с раннего детства имеет дело с различными моделями. Рассмотрим на примерах.
Кукла — это заменитель живого объекта, предназначенный для игр или кукольных спектаклей. Куклы бывают разные: матерчатые, фарфоровые, стеклянные, пластиковые, резиновые, деревянные.
Зачем люди создают модели? Кукол, например, создают для игры ребёнка. Играя в куклы, дети познают мир. Кукла имеет только внешнее сходство с объектом-оригиналом. Она должна быть полезной, безопасной и удобной для игры ребёнка.
Модель — это заменитель реального объекта. Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которые имеет реальный объект.
Чтобы детям удобно было играть, модели делают маленькими. Например, реальный автомобиль большой и тяжёлый — в руки его не возьмёшь. Игрушечные машинки обычно гораздо меньше. Внешне они похожи на настоящие машины.
Бывает и наоборот, когда модель больше объекта-оригинала, как модель мышки в одном из музеев.
Модель может иметь ту же форму, цвет, что и моделируемый объект. Внутреннее устройство реального объекта может не моделироваться. Например, в модели автомобиля или самолёта может не быть двигателя.
Глобус — это модель Земли, заменитель Земного шара при его изучении. На глобусе нет ни гор, ни океанов, ни рек, ни городов. Есть только их условные обозначения.
Глобус значительно меньше самой Земли. Глобус можно рассмотреть со всех сторон. Земной шар невозможно было увидеть со стороны до создания человеком космических аппаратов.
Кукла, мышь и глобус — это материальные модели объектов.Способы моделирования — создание текста, рисунка, схемы, макета и так далее.
выполни
План действий
1. Мы собираемся создать информационную модель жилого дома на одну семью из семи человек. Подумай и ответь на вопросы — свои ответы обоснуй.
а) Можно ли приступать к моделированию, если неизвестно: кто будет жить в доме, сколько человек, сколько будет в доме этажей, дверей, окон, комнат и так далее?
б) Зависит ли от цели моделирования, какая модель дома будет создана: текстовая, графическая, макет?
в) Какие цель и способ моделирования ты выберешь?
г) Какие свойства жилого дома следует считать при моделировании существенными? Назови эти существенные свойства.
2. Опиши в рабочей тетради и в текстовом редакторе жилой дом — создай его информационную модель.
3. Сохрани файл под именем «Модель жилого дома» в папке «Моё портфолио».
Модель — это заменитель реального объекта.
Моделировать — это значит создавать модель.
Цели моделирования: сохранить информацию об объекте, передать её другим людям, исследовать объект, и другие.
Способы моделирования — создание текста, рисунка, схемы, макета и так далее.
ЗНАТЬ
1. Какие модели объектов ты знаешь? Приведи примеры. Где эти модели используются и зачем?
2. Какие свойства объекта-оригинала отражаются в модели? Приведи пример.
3. Расскажи про объект-оригинал, моделью которого является глобус.
4. Обладает ли знаковая модель (текст, число) свойством внешней схожести с объектом-оригиналом?
4. Нарисуй графическую модель (схему) и таблицу в рабочей тетради.
Создай эту схему в графическом редакторе.
Сохрани графический файл под именем «Модель отношений» в папке «Моё портфолио».
Суждение, описывающее отношения между понятиями, — это текстовая модель отношений между понятиями.
^ Модель отношений между понятиями можно представить графически в виде кругов Эйлера.
Как можно представить наглядную модель отношений между понятиями? Составь устное суждение об отношениях для понятий «знак» и «цифра». Нарисуй модель отношений между понятиями «компьютер» и «инструмент для работы с информацией» в рабочей тетради.
Какая модель является наглядной — графическая или текстовая? Попробуй объяснить почему.
Выполни задания в рабочей тетради № 2.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Математическая модель».
§ 15
АЛГОРИТМ КАК МОДЕЛЬ
ДЕЙСТВИЙ
Понять, какое описание последовательности действий может быть названо алгоритмом, какие бывают свойства у алгоритма.
Научиться отличать алгоритм от плана действий (описания последовательности действий).
ПОНЯТЬ
Чтобы решить задачу, надо знать, что для этого следует делать, как делать и в каком порядке. Рассмотрим на примере.
Пусть нам надо решить простую математическую задачу:
Лена купила 4 тетради по 20 рублей и 2 авторучки по 15 рублей. Сколько стоила её покупка?
Рассмотрим два варианта плана действий, которые необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи.
Вариант № 1:
1) Определи отдельно стоимость тетрадей и стоимость авторучек.
2) Определи стоимость покупки.
Вариант № 2:
1) Умножь стоимость одной тетради на количество тетрадей.
2) Умножь стоимость одной авторучки на количество авторучек.
3) Найди сумму полученных произведений.
Вариант № 1 и вариант № 2 — это различные описания последовательности мысленных действий, которые надо исполнить, чтобы решить задачу. Чем второй вариант плана действий отличается от первого?
Оба варианта — это последовательности шагов-инструкций. Вариант № 1 состоит из двух шагов, а вариант № 2 — из трёх. Но это несущественное отличие.
Существенное отличие заключается в содержании шагов-инструкций.

Предложения интернет-магазинов